Минздрав скорректировал проект приказа об определении НМЦК

29 Октября 2019

Минздрав России скорректировал проект приказа, утверждающий порядок определения начальной максимальной цены контракта (НМЦК) при закупках лекарств.

В частности, в новой редакции документа указано, что при определении средневзвешенной цены заказчик вправе не учитывать цены следующих поставленных лекарственных препаратов:

– с остаточным сроком годности, на 20 и более процентов отличающимся ‎от остаточного срока годности, предусмотренного заказчиком в описании объекта закупки, для которой осуществляется определение НМЦК, начальной цены единицы препарата;

– по контрактам, по которым заказчиком взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами;

– обращение которых на дату определения НМЦК, начальной цены единицы лекарственного препарата приостановлено в порядке, установленном законодательством РФ.

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик учитывает сведения о цене лекарственных препаратов без учета НДС ‎посредством осуществления сбора и анализа общедоступной ценовой информации, в том числе заказчиком должны быть направлены запросы о предоставлении ценовой информации поставщикам, обладающим опытом поставок лекарственных препаратов.

Внесения поправок в проект приказа после общественного обсуждения следовало ожидать. В сентябре 2019 года, когда документ был изначально размещен для общественного обсуждения на сайте regulation.gov.ru, главный юрист экспертно-консультационного центра Института госзакупок Алексей Федоров говорил «ФВ», что его следует рассматривать скорее в качестве приглашения заинтересованных лиц подавать свои предложения, нежели в качестве проекта высокой степени готовности.

Что подготовил Минздрав?

Минздрав разослал профильным ассоциациям для экспертной оценки проект приказа «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий», выяснил «ФВ». Копия документа есть в распоряжении редакции.

Эксперты, с которыми поговорил «ФВ», надеются что в текущем варианте приказ утвержден не будет, так как большая часть пунктов проекта ориентирована на специфические случаи закупки «тяжелой» медтехники и предполагает техническое обслуживание на протяжении гарантийного срока.

По мнению главного юриста экспертно-консультационного центра Института госзакупок Алексея Федорова, предлагаемый порядок определения НМЦК не подходит для проведения стандартных закупок медицинских изделий, которые составляют львиную долю аукционов.

«Если посмотреть на закупки среднего или крупного ЛПУ, то речь обычно идет о 10 тыс. и более позиций медицинских изделий. И это вовсе не медтехника. Это реагенты, хирургические и прочие расходные материалы», – пояснил «ФВ» эксперт.

Основные риски документа

Основные риски, которые несет собой принятие приказа в текущем варианте, заключены в п.2 приказа. При установлении НМЦК предлагается опираться на анализ реестра контрактов, заключенных заказчиками в части информации о ценах на медицинские изделия, расходные материалы, услуги по техническому обслуживанию, исполнение по которым завершено и по которым не взыскивались неустойки.

«Совокупность формулировок этого пункта и пункта 3* означает, что заказчикам придется “перелопатить” весь реестр контрактов. Если они не найдут минимальную цену, а ее потом найдет прокуратура, то заказчику сразу будет вменено нарушение», – говорит Алексей Федоров.

При этом заказчику предстоит вручную искать карточки заключенных контрактов, сравнивая их со своими потребностями. А это гигантский объем информации.

«Требование анализировать реестр контрактов блокирует деятельность заказчиков», – добавляет юрист.

Если аукцион не состоялся

Нет ясности и с дальнейшей процедурой закупок, если аукцион не состоялся. В п.12 указано, что в отношении медицинского изделия, для которого не предусмотрено государственное регулирование цен и закупка которого не состоялась, заказчик вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме.

По словам Федорова, переход на другой способ закупки никак не повлияет на нежелание поставщиков выходить на торги.

«Какая разница, какой способ закупки мы выбираем, если никто не хочет по этой цене поставлять? Это уже безвыходная ситуация», – комментирует эксперт.

По мнению Алексея Федорова, проект приказа необходимо доработать, а лучше – переписать, акцентируя внимание на категорию медицинских изделий, закупаемых ЛПУ в огромном количестве.

*Начальная цена единицы каждого медизделия определяется заказчиком как минимальное значение, рассчитанное им с одновременным применением методов, предусмотренных пунктом 2.