Семенова: Медвузы должны активнее использовать свои полномочия по составлению учебных программ

16 сентября 2022

На пленарном заседании конгресса Татьяна Семенова обращалась к темам высшего и непрерывного медицинского образования, а также к теме образовательных и профессиональных стандартов. На примере ФГОС замминистра напомнила, что медвузы должны принимать на себя больше ответственности по составлению учебных программ. Семенова отметила, что 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дает профильным организациям абсолютную автономию в этом вопросе.

«Как использовалась эта автономия в отношении не обросшего «никаким мясом скелета» ФГОС? В нем ничего нет: ни дисциплин, ни рабочих программ нет. Все отдано законом об образовании на откуп вузам. Как коллеги воспользовались этим правом? Где сквозное освоение компетенции, эмпатии? На первом курсе он [студент] пришел на философию, с ним поговорили об эвтаназии и забыли. Зато мы хотим, чтобы на шестом курсе специалист был эмпатичен, умел коммуницировать, владел языком. А где изменения этой программы, когда мы понимаем, что [именно зависит] от маленьких шагов 17-летнего ребенка, которого нужно научить учиться, чтобы он хотел учиться? А мы его «грузанули» всем, включая тем, что он теперь ответственность за смерть пациента несет, и пошли дальше», – отметила замминистра.

Также Татьяна Семенова обратила внимание на то, что проблема региональных вузов, которые не могут договориться с местными минздравами о клинических базах, по ее мнению, состоит в том, что именно учебные заведения не дали выпускникам нужные компетенции: «Как правило, там, где есть медицинские вузы в регионах (Москва и Санкт-Петербург отдельно стоят), там все врачи – выпускники как раз этого вуза. И по качеству образования, что бы ректор ни рассказывал, что у него все хорошо, если мы видим осложнения в рейтинге здравоохранения региона, то понятно, что происходит с этим вузом».

Высказалась замминистра и по поводу профстандартов, под которые и разрабатываются ФГОСы. «Профессиональный стандарт обязателен для исполнения только в рамках обобщенной трудовой функции. Обобщенная трудовая функция – это маленькая табличка, в которой указана должность, в которой указана траектория образования и особые условия порядка допуска. Все остальное, что [врач] должен уметь, знать и так далее – это рекомендательная история. И она используется при составлении индивидуальной трудовой инструкции каждому работнику», – пояснила Семенова.

Также она считает, что у среднего медперсонала отчасти хватает компетенций, чтобы исполнять ряд врачебных функций и разгрузить профильных специалистов. «Стоит ли насыщать отрасль большим количеством низкоквалифицированных врачей? Или пересмотреть вопросы логистики и насытить отрасль малым количеством высококвалифицированных экспертных специалистов, перегрузив непрофильные или невысококвалифицированные активы на среднемедицинский персонал, который сегодня может и достоин зачастую взять на себя многие врачебные функции. Это меняет суть подготовки и поднимает планку. Я надеюсь, что на ряде круглых столов именно с этих аспектов будут рассмотрены вопросы модернизации медицинского образования и подхода к нему», – подчеркнула Татьяна Семенова.

Коснулась замминистра и темы непрерывного медицинского образования, неоднозначно воспринимаемой специалистами. Например, в июле 2022 года профессиональное сообщество «Фарма РФ» провело опрос среди фармацевтов об их отношении к системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Более половины респондентов (54,98%) ответили, что недовольны функционированием системы.

«В зависимости от конкретного рабочего места меняются условия и меняются требования, поэтому у дополнительного профессионального образования основная задача – дать ту компетенцию, которая нужна именно на этом месте. Поэтому важно было перейти на непрерывное медицинское образование. Это не набор баллов, это возможность получить качественное образование. По сути, это компетентный набор дополнительных образовательных элементов», – заключила Семенова.