В 2024 году Роспотребнадзор направил свыше 1 тысячи обращений, касающиеся оказания медуслуг в клиниках

09 июня 2025
t.me/rospotrebnadzor_ru/3200/Архивное фото

В 2024 году Роспотребнадзор направил свыше 125 тысяч обращений юрлицам и ИП, из которых более 1 тысячи пришлись на медуслуги. Суммарное число профилактических мероприятий в отношении клиник в прошлом году превысило 6 тысяч, что почти на 13% больше, чем в 2023 году. В их числе – информирование контролируемых лиц (1,5 тысячи), консультирование (2,5 тысячи), предостережения (1 тысяча), профилактические визиты (1 тысяча), самообследование (94). Эти данные, касающиеся оказания медуслуг в клиниках, приведены в докладе Роспотребнадзора «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2024 году».

Кроме того, в надзорный орган поступило 12 тысяч обращений по вопросам защиты прав потребителей в сфере оказания медуслуг. Показатель, согласно отчету, уменьшился на 0,5% по сравнению с 2023 годом. Доля обращений, поступивших непосредственно от граждан, превысила 76%. Также анализ продемонстрировал, что в ходе организованной регулятором с 18 по 29 ноября «горячей линии» по вопросам защиты прав потребителей при оказании платных медицинских и физкультурно-оздоровительных услуг, наиболее популярными оказались вопросы о несоблюдении условий тематических договоров, стоимости таких услуг.

Согласно документу, в 2024 году в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) и страховые медорганизации поступило почти 4,8 млн обращений, что на 6,6% меньше, чем в 2023-м. Жалобы в общей структуре обращений составили всего 1% (или почти 47 тысяч), причем обоснованными признаны 0,7%. Для сравнения: в 2023 году таких заявлений было чуть больше 42 тысяч, или 0,8% от общего числа, из которых 0,5% признаны обоснованными.

Также в документе приведено разъяснение, касающееся требования клиник сообщать страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) при оказании платных медуслуг. Позиция Минздрава зафиксирована в тематическом письме от января 2024 года, о котором говорится в докладе. Ведомство считает такое требование избыточным. Кроме того, медорганизация не может отказывать потребителю в оказании услуг в связи с отказом предоставить персональные данные. СНИЛС не входит в перечень обязательных документов и может быть предоставлен гражданином по своему усмотрению.