Эксперты ОНФ: В четырех регионах России почти половина аукционов на лекарства остается без участников

03 Сентября 2019

После критики ОНФ 2 сентября Министерство здравоохранения России разместило уведомление о начале разработки изменений в Приказ по расчету начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). По итогам первого полугодия 2019 г. в Саратовской, Псковской и Орловской областях, а также Республике Дагестан почти половина аукционов на закупку лекарств не состоялась в связи с неявкой участников. Эксперты ОНФ считают, что ключевой причиной является Приказ Минздрава №871Н. Народный фронт направил письмо в ведомство со своими предложениями по изменению данного приказа.

«Мы считаем ключевой причиной Приказ Министерства здравоохранения об определении начальной цены. Это можно подтвердить даже статистически: с момента введения приказа в 2018 году, а также вступления в силу дополнительных новелл в 2019 году, ситуация ухудшилась почти в три раза в процентном выражении. Если за весь 2018 год не состоялось 54,9 тысяч процедур или 18 процентов от всех, то за первое полугодие 2019 года 45,3 или 28 процентов», – подчеркнул руководитель проекта «За честные закупки» Валерий Алексеев.

Топ-10 регионов по процентному соотношению общего количества закупок лекарств / несостоявшихся закупок лекарств по причине неявки участников

Регион

% несостоявшихся закупок за первое полугодие 2019 г.

Общее количество несостоявшихся процедур

% несостоявшихся закупок за 2018 г.

Общее количество несостоявшихся процедур

1

Саратовская область

48,2

2 781

20,5

1 669

2

Республика Дагестан

44,6

875

11,6

378

3

Псковская область

44,1

550

26,9

639

4

Орловская область

43

732

24,6

768

5

Республика Хакасия

39,7

537

30,1

727

6

Кемеровская область - Кузбасс

39

851

26,2

1 112

7

Чувашская Республика - Чувашия

38,2

307

21,3

358

8

Ярославская область

37,6

787

23,1

881

9

Республика Саха (Якутия)

37,2

812

22,5

703

10

Тамбовская область

36,8

530

24,7

663

«В настоящее время установлен жесткий порядок определения начальной цены, ориентированный на минимальные обнаруженные заказчиком ценовые значения. Фактически заказчику навязывают минимальные, иногда нереальные цены, при этом оставляя за ним всю ответственность за необеспечение пациентов. Не учитываются объемы закупаемых препаратов, сроки годности, право на установление специфических характеристик препаратов. Все это требует детальной проработки. Мы решили не ждать варианта Министерства здравоохранения и в рамках экспертного сообщества перешли к открытому обсуждению», – рассказал главный юрист Института Госзакупок, эксперт ОНФ Алексей Федоров.

Координатор проекта ОНФ «За честные закупки», депутат Госдумы Антон Гетта отметил, что сейчас проводится огромная работа по упрощению закупочного законодательства, чтобы «майский указ» не завис в контрактной системе: «В этом плане ситуация с приказом Минздрава настораживает: 45,3 тысячи аукционов – более чем веский аргумент в пользу срочного рассмотрения новых подходов к определению начальной цены. Но важно помнить, что помимо того, чтобы придумать новую систему, нужно еще ее детально обсудить и протестировать. Вчера министерство объявило о начале разработки нового Приказа, и мы рассчитываем, что это обсуждение будет открытым, а итоговое решение не будет принято кулуарно».

Справочно

В августе 2019 г. проект ОНФ «За честные закупки» провел мониторинг лекарственных средств, закупки которых не состоялись в связи с неявкой участников.

Топ-10 препаратов по количеству несостоявшихся закупок, включая повторные (данные за 01.01 – 01.06)

Больше всего не состоялось закупок препарата антипсихотического действия Хлорпромазин (251 закупка), который входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Его применяют при различных состояниях психомоторного возбуждения. На втором месте вакцина для профилактики бешенства – не состоялось 157 закупок. Третье место — иммуноглобулин человека против клещевого энцефалита — 144 закупки не состоялось.

Препарат

Кол-во закупок

Фармакологическая группа

1.

Хлорпромазин

251

Препараты психотропные / Психоаналептики

2.

Вакцина для профилактики бешенства

157

Вакцины, анатоксины и токсины, применяемые в медицине / Сыворотки иммунные

3.

Иммуноглобулин человека против клещевого энцефалита

144

Сыворотки иммунные / Вакцины, анатоксины и токсины, применяемые в медицине

4.

Ниволумаб

136

Препараты противоопухолевые

5.

Интерферон альфа-2b

115

Иммуномодуляторы

6.

Колистиметат натрия

93

Препараты антибактериальные для системного использования

7.

Азоксимера бромид

65

Иммуномодуляторы

8.

Ривароксабан

56

Антикоагулянты

9.

Инсулин детемир

54

Препараты для лечения сахарного диабета

10.

Афлиберцепт

48

Препараты противоопухолевые

Топ-10 препаратов по сумме несостоявшихся закупок, исключая закупки того же международного непатентованного наименования (МНН), тех же самых организаций (данные за 01.01 – 01.06)

На 777,3 млн руб. не смогли закупить противоопухолевый онкопрепарат Ниволумаб (136 закупок). На втором месте препарат Дорназа, применяемый при кашле и простудных заболеваниях. Не состоялось пять закупок на сумму 654,2 млн руб., третье место – 34 несостоявшихся закупки противоопухолевого онкопрепарата Цетуксимаб на сумму 487,2 млн руб.

Препарат

Общая сумма, руб.

Фармакологическая группа

1.

Ниволумаб

777 336 023

Препараты противоопухолевые

2.

Дорназа

654 229 700

Препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях

3.

Цетуксимаб

487 247 626

Препараты противоопухолевые

4.

Эрибулин

369 956 786

Препараты противоопухолевые

5.

Бевацизумаб

349 032 033

Препараты противоопухолевые

6.

Ламивудин

319 449 317

Препараты противовирусные для системного применения

7.

Дабрафениб

227 141 017

Препараты противоопухолевые

8.

Колистиметат натрия

222 376 539

Препараты антибактериальные для системного использования

9.

Вирус папилломы

215 755 585

Вакцины, анатоксины и токсины, применяемые в медицине

10.

Инсулин детемир

202 647 526

Препараты для лечения сахарного диабета

Топ-10 пострадавших заказчиков-онкоцентров по данным Федерального казначейства по сумме несостоявшихся закупок, возможно, включая повторные (данные за 01.01 – 30.06)

Заказчик

Общая сумма, руб.

1.

БУЗ Воронежской области «Воронежский областной клинический онкологический диспансер»

1 469 301 254

2.

ГБУЗ «Клинический онкологический диспансер №1» Министерства здравоохранения Краснодарского края

1 366 300 231

3.

КГБУЗ «Красноярский краевой клинический онкологический диспансер имени А.И. Крыжановского»

1 288 996 039

4.

ГАУЗ Свердловской области «Свердловский областной онкологический диспансер»

1 167 606 430

5.

ГБУЗ города Москвы «Московская городская онкологическая больница № 62 Департамента здравоохранения города Москвы»

1 166 855 728

6.

ГБУЗ Иркутской области «Областной онкологический диспансер»

1 073 080 962

7.

ГБУЗ Кемеровской области «Областной клинический онкологический диспансер»

1 101 489 760

8.

ГБУЗ Ставропольского края «Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер»

1 040 995 479

9.

ГБУЗ «Санкт-петербургский клинический научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи (онкологический)»

965 009 285

10.

ОГБУЗ «Белгородский онкологический диспансер»

876 720 201

Топ-10 онкопрепаратов по количеству несостоявшихся закупок, включая повторные (данные за 01.01 – 01.06)

По данным ОНФ за пять месяцев в Топ-10 несостоявшихся закупок попали противоопухолевые препараты на сумму около 3,4 млрд руб. В первой тройке препараты: Ниволумаб, Афлиберцепт, Бевацизумаб.

Препарат

Количество закупок

Общая сумма, руб.

1.

Ниволумаб

136

839 605 924

2.

Афлиберцепт

48

169 534 516

3.

Бевацизумаб

45

389 116 237

4.

Акситиниб

44

201 963 460

5.

Эверолимус

38

171 879 856

6.

Эрибулин

36

399 021 804

7.

Палбоциклиб

36

195 866 917

8.

Цетуксимаб

34

564 786 836

9.

Нилотиниб

34

206 195 722

10.

Дабрафениб

23

227 141 017

«Ситуация с онкологией особенно настораживает. Предполагаю, что причина несостоявшихся закупок онкопрепаратов – это недостаточная квалификация управленческих процессов. Необходимо усилить работу органов управления здравоохранением на региональном и на федеральном уровнях с производителями и поставщиками лекарственных средств. Учитывая, что в соответствующем национальном проекте онкология – один из главных приоритетов, то Приказ о расчете НМЦК становится препятствием к реализации «майского указа» президента России, лидера ОНФ Владимира Путина. На мой взгляд, никаких действий органами управления здравоохранением не предпринято, кроме первого и пока единственного совещания, которое инициировано ОНФ в начале 2019 года», – отметил эксперт проекта ОНФ «За честные закупки», председатель координационного совета Движения против рака Николай Дронов.