Улумбекова: Модернизация первичного звена здравоохранения потребует дополнительного финансирования для решения кадровой проблемы

09 сентября 2019

Средства, заложенные в национальном проекте "Здравоохранение", важны, но их недостаточно для решения кадровой проблемы первичного звена. Дополнительное финансирование необходимо для увеличения оплаты труда медицинских работников участковой службы, устранения существенных различий в оплате труда в разных регионах, индексации оплаты труда медработников в сельской местности, разукрупнения участков, а также для реализации дополнительных социальных программ для медиков. Минздрав и Минфин должны рассчитать, сколько всего потребуется средств, заявила эксперт тематической площадки ОНФ "Здравоохранение", руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова.

Президент России, лидер ОНФ Владимир Путин поручил правительству РФ разработать и утвердить принципы модернизации первичного звена здравоохранения, сообщается на сайте Кремля. Властям субъектов поручено разработать региональные программы модернизации первичного звена здравоохранения на основе анализа зарплат и эффективности применяемых систем оплат труда, а также анализа износа медицинского оборудования, транспортных средств и зданий медицинских организаций.

"В первую очередь модернизация потребует решения проблемы дефицита кадров, который стал следствием недостаточной заработной платы и высокой нагрузки на врачей участковой службы. По расчетам Высшей школы организации и управления здравоохранением, для того чтобы обеспечить в первичном звене оплату труда дополнительного числа медицинских работников (50 тысяч врачей участковых и 80 тысяч среднего медицинского персонала) и индексацию оплаты труда всех врачей первичного звена, потребуется ежегодно около 150 миллиардов рублей. А в нацпроекте "Здравоохранение" на все шесть лет заложено 100 миллиардов рублей", - полагает Улумбекова.

Для привлечения дополнительного числа врачей в первичное звено и в сельскую местность потребуется увеличить зарплату в первичном звене в 1,5 раза, а в сельской местности - дополнительно минимум в 1,3 раза. Кроме того, необходимо принять и организационные меры по нагрузке и функционалу врачей участковой службы.

"Терапевты и педиатры участковой службы в силу загруженности зачастую выполняют только диспетчерские функции, поэтому важно одновременно с ликвидацией проблемы кадрового дефицита расширить трудовые функции врачей участковой службы, чтобы они могли лечить неосложненные заболевания и нести ответственность за здоровье населения на своем участке. Для этого потребуется разукрупнить участки. В настоящее время на одного участкового терапевта по нормативу в городских условиях приходится 1700 человек и 1300 человек в сельских условиях. А оптимальная предельная нагрузка для врача-терапевта с расширенными функциями составляет не более 1200 человек", - пояснила она.⁠