Доклад Антона Силуанова на заседании Правительства об итогах исполнения федерального бюджета в 2019 году

22 мая 2020

А.Силуанов: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!

Прежде чем остановиться на цифрах исполнения бюджета, несколько слов о макроэкономических показателях прошлого года.

Темп роста ВВП составил 1,3%, инфляция была ниже плана - 3% против 4% по плану. Цены на нефть марки Urals были несколько ниже, чем мы планировали в бюджете, и составили 63,8 доллара за баррель. Напомню, что мы в бюджете планировали этот показатель на уровне 70 долларов за баррель. Курс рубля сохранял устойчивость. Проведение бюджетной политики в соответствии с бюджетными правилами позволило нам на фоне снижения нефтегазовых доходов тем не менее избежать сокращения расходов. Наоборот, мы увеличили расходы за счёт роста доходов, не связанных с поступлениями от нефти и газа.

Куда были направлены в первую очередь эти доходы? Они были направлены на реализацию наших приоритетов. Это послание Президента. В первую очередь были направлены деньги на помощь семьям, взявшим ипотечные кредиты для приобретения жилья, софинансирование региональной социальной доплаты к пенсии и ряд других направлений, которые были обозначены Президентом в качестве приоритетов.

Кроме того, была оказана поддержка субъектам Российской Федерации более чем на 60 млрд рублей, а также были профинансированы расходы по поддержке транспортной инфраструктуры. Речь идёт о железнодорожной инфраструктуре и дорожной инфраструктуре.

В прошлом году сложился профицит бюджета около 2 трлн рублей. И это позволило нам сформировать в бóльших объёмах Фонд национального благосостояния, который в текущем году используется на компенсацию выпадающих нефтегазовых доходов. На 1 мая текущего года с учётом ресурсов, которые мы направили в прошлом году в Фонд национального благосостояния, этот фонд составил 12,4 трлн рублей, или почти 11% ВВП. Такая бюджетная политика позволила нам в текущем году иметь запас прочности, направив его на снижение доходов, которое мы наблюдаем сегодня.

Несколько слов о расходах. В материалах, которые мы представили, есть результаты реализации государственных программ и национальных проектов, которые мы реализовывали в прошлом году. Сразу хочу сказать, что мы в целом исполнили показатели по национальным проектам.

Несколько важных позиций, на которые обращалось внимание Правительства. В области социальной сферы: мы создали почти 500 фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий. Тоже из социально значимых показателей: расселено порядка 50 тысяч человек из аварийного и ветхого жилья, закуплено более 16 тыс. единиц специальной лесопожарной и лесохозяйственной техники, 17 тыс. социально значимых объектов подключено к сети Интернет и так далее.

В этом году национальные проекты у нас должны реализовываться в лучших условиях. Напомню, что мы довели лимиты по нацпроектам ещё в конце прошлого года на 95%. К прошлому году такой показатель составлял всего 25%. Поэтому у нас есть все основания исполнить показатели по национальным проектам, которые были запланированы на текущий год.

В целом исполнение по расходам составило 94% от уточнённой росписи. Конечно, не все министерства и ведомства имели высокие показатели исполнения. Хотел бы отметить ряд ведомств, которым требуется обратить внимание на меры по исполнению бюджета. Это Минкомсвязь, Росавиация, "Роскосмос", Росморречфлот, Минстрой, где показатели отставали в прошлом году от среднероссийских показателей исполнения бюджета.

Также в прошлом году мы обращали внимание на неисполнение бюджетных ассигнований. Цифры известны всем коллегам: 1,1 трлн рублей - наши остатки, они выросли за последние семь лет в 10 раз. Надо сказать, что мы внесли в бюджетное законодательство право использовать остатки на те же цели. Но это право, к сожалению, понимается многими нашими коллегами так, что можно меньше концентрировать своё внимание на исполнении в полном объёме тех ассигнований, которые предусмотрены на соответствующий финансовый год.

Михаил Владимирович, Вы давали поручение в текущем году внимательно отнестись к показателям исполнения и исполнить на 100%. Мы не можем сейчас допустить такой ситуации, как это было в прошлом году, показатели должны быть исполнены в полном объёме. Потому что под остатки мы осуществляем заимствования. Если бы мы не заимствовали, то могли бы сэкономить существенные деньги по расходам, обслуживанию долга. Порядка 75 млрд рублей мы могли бы направить на иные цели. Сейчас эти деньги приходится направлять на уплату процентов по займам.

Сейчас эффективность управления бюджетными расходами приобретает ещё большее значение ввиду необходимости концентрации финансовых ресурсов именно для поддержки экономики, социальной сферы. Либо надо направлять ресурсы на пополнение резервного фонда - и он будет направлен на выполнение наших приоритетных задач, которые мы формируем в рамках наших пакетов по поддержке экономики, - либо надо перераспределять эти средства.

Также требует внимания ход исполнения бюджета наших коллег в Минкомсвязи, Минтрансе, Минпросвещения, Ростуризме, Росмолодёжи - на 18 мая, то есть, на последнюю отчётную дату, у них показатели ниже, чем в среднем ход исполнения бюджета.

Теперь несколько слов о том, как были исполнены бюджеты субъектов Российской Федерации. В целом регионы исполнили свои обязательства. Консолидированные бюджеты были исполнены с профицитом почти 5 млрд рублей. С профицитом - в 50 субъектах Российской Федерации. И мы видим, что, самое главное, продолжено снижение долга и долговой нагрузки в регионах. Общая долговая нагрузка к собственным доходам составила около 22%. Это самый низкий показатель за последние годы, и это даёт возможность нам проводить в текущем году устойчивую региональную бюджетную политику.

Уважаемые коллеги, в целом исполнение бюджета рассмотрено нашими контрольными органами. Прошу одобрить проект федерального закона об исполнении бюджета за 2019 год. После сегодняшнего решения мы направим этот законопроект в Государственную Думу.

М.Мишустин: Какие будут предложения, выступления, вопросы? Я хочу сказать, что это была серьёзная системная работа Правительства, Министерства финансов. Что очень важно - у нас, как уже сказал Антон Германович, был профицит около 2 трлн. И более 1% было получено больше доходов, чем было предусмотрено в прогнозе.

Считаю ещё очень важным, что у нас ненефтегазовые доходы составили более 60% - а в бюджете, напомню, в 2018 году это было примерно 53%. И совокупная задолженность снижается. Она снижается как по соответствующим федеральным налогам и сборам, так и глобально. Эта цифра - более 90 млрд рублей. Мне кажется, что качественная профессиональная работа позволила нам в том числе иметь ресурсы и запасы, необходимые, в частности, для тех мер, которые на сегодняшний день мы принимаем, прежде всего по поручениям Президента: пакеты экономических мер помощи бизнесу, помощи людям. Поэтому предлагается принять.