Сообщение руководителя Роспотребнадзора Анны Поповой о развитии системы оперативного реагирования на угрозы санитарно-эпидемиологического характера

16 июля 2020

А.Попова: Глубокоуважаемый Михаил Владимирович, глубокоуважаемые участники сегодняшнего заседания! В начале года Российская Федерация оказалась между тремя очагами - это Китай, Иран и Европа. По прошествии шести с небольшим месяцев огромной работы мы можем сказать, что наши сегодняшние результаты были достигнуты с учётом опыта других стран. Мы впервые ввели ограничительные мероприятия на этапе подъёма, а не пика заболеваемости, не дожидаясь активного роста. В результате не допустили экспоненциального роста. В Российской Федерации был срезан пик эпидемии, и показатель заболеваемости на 100 тысяч населения на пике был практически одним из самых низких в мире и среди стран, которые были поражены (и на сегодняшний день остаются поражены) новым коронавирусным заболеванием. Благодаря соблюдению введённого режима нам удалось в целом не допустить высокой заболеваемости и смертности среди группы лиц старше 65 лет, и здесь тоже показатели в Российской Федерации одни из самых низких в мире.

Низкая доля тяжёлых случаев заболевания. Если в апреле это было 5,6% - это тоже показатель один из самых низких в мире, - то сегодня это практически 3%.

Нам удалось достичь минимальных сроков от момента обращения до госпитализации. Более 70% всех выявленных инфицированных получают медицинскую помощь в первые два дня после выявления заболевания. Очень важно и своевременное реагирование при возникновении очагов, и низкая очаговость в организованных коллективах. Я бы хотела сказать, что 60% всех случаев в организованных коллективах - это люди бессимптомные, выявленные активно. Это крайне важно. Им очень своевременно оказывалась медицинская помощь, что повлияло на тяжесть дальнейшего течения заболевания.

И то, о чём Вы уже сказали, Михаил Владимирович, крайне важно, - это объём и охват тестированием. Татьяна Алексеевна уже сказала, что мы по показателям на 100 тысяч населения лидирующая страна в мире. Отличием Российской Федерации и нашей стратегии является то, что мы не снижаем охват. 300 тысяч обследованных в сутки - это очень высокий показатель, очень значимый. Именно он позволяет нам сдерживать развитие тяжёлых ситуаций, тяжёлых случаев течения и контролировать ситуацию во всех субъектах Российской Федерации. Очень важно - я хочу сказать за это большое спасибо, - что поддержаны наши предложения и продлена система обеспечения бесплатными, оплаченными федеральным бюджетом тест-системами во всех субъектах Российской Федерации, как территориальных органов и организаций Роспотребнадзора, так и субъектового здравоохранения. Мы, безусловно, это будем продолжать.

Я бы хотела ещё доложить о том, что, учитывая достаточное количество времени, прошедшего после максимальных ежесуточных цифр, которые мы регистрировали, с конца июня Роспотребнадзором проводятся масштабные серологические исследования в Российской Федерации. Сегодня это 23 субъекта Российской Федерации, и проводятся исследования, а частью уже проведены, для более чем 61 тысячи волонтёров, которые были отобраны из 650 тысяч заявок методом случайной выборки в соответствии с требованиями международной науки и требованиями Всемирной организации здравоохранения. И на сегодня мы подвели результаты по шести субъектам Российской Федерации, то есть завершили полностью, по 19 закончили практические исследования, мы подключили ещё несколько субъектов. И на сегодняшний день мы видим, что наличие иммунитета и уровень популяционного иммунитета в стране составляет порядка 26%. Очевидно, что максимальные цифры у нас по крупным городам, ниже цифры по сельской местности. Это обусловлено особенностью эпидпроцесса. И хотела бы обратить внимание на то, что максимальные показатели коллективного иммунитета у детей до 6 лет - до 42% из числа обследованных и детей от 7 до 13 лет - до 38%, притом что количество заболевших и относительные показатели по заболеваемости в этой возрастной группе населения самые низкие. Это внушает определённый оптимизм, но вместе с тем остаётся ещё очень много важных этапов, которые нам требуется пройти, чтобы ситуация не вышла из-под контроля.

Я бы хотела отметить ещё, что складывающаяся эпидситуация заставила нас достаточно быстро формировать новую нормативно-правовую базу. Новый вирус - мы ничего о нём не знаем, мы не знаем, как он распространяется, не знаем эпидемиологии. И вместе с коллегами из различных ведомств, которым большое спасибо за это, мы сформировали нормативную базу, методическую базу, более 400 документов сегодня в ней, которые связаны с новым коронавирусом.

Сегодня уже говорили о важности тестирования для оценки эпидситуации. И по поручению Правительства Российской Федерации тест-системы российского производства поставлены в 32 страны совершенно безвозмездно. Мы передали наборы тест-систем и реагентов для диагностики, для проведения почти миллиона исследований, и страны Содружества Независимых Государств сегодня активно пользуются нашими тест-системами в той сложной ситуации, в которой они оказались сегодня. По Вашему поручению, Михаил Владимирович, мы отправляем туда всё новые и новые объёмы для организации тестирования.

Я бы хотела сказать, что оценка эпидемиологического пространства как общего для стран Содружества Независимых Государств и многолетняя предшествовавшая работа позволили нам сегодня координировать наши усилия. В условиях пандемии это приносит свои плоды. Мы сегодня наблюдаем всё чаще и чаще, как в странах постсоветского пространства используют наши тест-системы, нашу методологию и используют весь наш нормативно-методический объём. В каждой из этих стран всё больше и больше приходят к тому, что прежде существовавшая, но разрушенная за определённый период, под действием определённых сил система санэпиднадзора должна быть восстановлена. По организации такой системы к нам поступают обращения. Наши коллеги работают в Казахстане, совместно с киргизскими коллегами, недавно вернулись из Молдавии.

Прошедший период продемонстрировал единство системы санэпиднадзора в стране не только как вертикально интегрированной структуры, но и как структуры, которая взаимодействует с ведомственными службами санэпиднадзора. Я бы хотела поблагодарить коллег из Министерства обороны, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны, Управления делами, Министерства внутренних дел, Службы исполнения наказаний, Росгвардии, где есть государственные ведомственные санитарные службы, за блистательную работу. Вместе нам удалось не допустить осложнений эпидситуации в этих федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации и подведомственных им структурах, где огромные коллективы и большая плотность людей. Это ещё один показатель того, что интеграция и объединение дают бесспорные результаты.

Сегодняшнее время позволяет нам уже подводить итоги и, главное, извлечь и не забыть уроки, которые мы получили. Мы видим, что в стране есть служба, которая продемонстрировала свою прочность.

Но это и потребность в определённых изменениях. Я бы хотела выделить четыре пункта, по которым мы должны направить свои усилия, чтобы обеспечить санитарно-эпидемиологическую и биологическую безопасность в стране.

Первое - это модернизировать инфраструктуру санитарно-эпидемиологической службы. Безусловно - лабораторное звено, потому что то, что мы увидели, те потребности, которые возникают в чрезвычайный период, это крайне важные составляющие для сегодняшнего оперативного реагирования. Мы, безусловно, должны обеспечить цифровую трансформацию процессов и сервисов санитарно-эпидемиологической службы. Развивать современные информационно-аналитические возможности для оперативного мониторинга. Совершенствовать правовую основу функционирования единой государственной централизованной санитарно-эпидемиологической службы. И безусловно - это очень важно, это есть сегодня в разных направлениях - развивать отечественную науку, которая внесла очень серьёзный вклад в ликвидацию угроз эпидемий, рисков, снижая их на сегодняшний день. И требует сегодня поддержки, координации межведомственных усилий, для того чтобы достигать в сжатые сроки очень важных, эффективных результатов.

Прошедший этап, очень сложный, очень напряжённый во всех отношениях - в профессиональном, психологическом и социальном, - показал, что консолидация и единство - это очень важно. И хочу сказать спасибо большое за очень, на мой взгляд, высокий уровень координации деятельности всех федеральных органов исполнительной власти и субъектов на уровне Правительства Российской Федерации. Это тоже бесценный опыт, который, безусловно, нужно использовать, сохранять и приумножать. А мы со своей стороны готовы это делать всемерно.