Антон Силуанов на заседании правительства рассказал о бюджетной политике на 2021-2023 годы

17 сентября 2020

А.Силуанов: <...> В начале доклада хотел бы остановиться на ключевых целях и задачах бюджетной и налоговой политики, в соответствии с которыми сформированы основные направления бюджета и основные параметры бюджета на предстоящую трёхлетку.

Бюджетная политика в 2020-2021 годах в первую очередь ориентирована на содействие борьбе с пандемией и её последствиями. В целях поддержки граждан, бизнеса реализуются пакеты мер, в стоимостном выражении составляющие порядка 5% валового внутреннего продукта. Меры антикризисной программы направлены на поддержку наиболее уязвимых граждан, пострадавших отраслей, укрепление системы здравоохранения.

В целом по состоянию на сегодня можно говорить, что эти меры были абсолютно действенными, своевременными, хорошо себя показали и сработали.

В результате их применения удалось не допустить неконтролируемого роста заболеваемости, избежать стрессового развития ситуации на рынке труда, обеспечить условия для быстрого восстановления деловой активности после снятия всех ограничений.

Теперь несколько слов о бюджетной политике на 2021-2023 годы. В переходный период 2021 года мы поставили себе задачу выйти на обычные принципы формирования бюджетной политики в 2022 году при соблюдении бюджетных правил, которым мы следовали все предыдущие годы. В переходный период 2021 года сохраняется ещё повышенный объём расходов и повышенный объём дефицита бюджета. Мы будем увеличивать объём заимствований в следующем году сверх обычных параметров и ориентиров на 875 млрд рублей - в целях компенсации выпадающих нефтегазовых доходов и ненефтегазовых доходов.

Кроме того, мы с учётом дополнительного увеличения государственных заимствований в переходный период увеличим объём государственного долга в 2021-2022 годах до уровня 20% валового внутреннего продукта. Сохранение динамики госдолга около этого уровня (порядка 20%) важно с точки зрения оценки страновых рисков и уровня долгосрочных процентных ставок в экономике.

Краткосрочный рост заимствований бюджетного сектора допустим в период спада, и мы этим принципом руководствовались. Но когда спрос частного сектора будет восстанавливаться и мы ожидаем экономический рост, такая политика может привести к вытеснению частных инвестиций и снижению доступности финансовых средств для частного сектора. Поэтому мы в наших прогнозах постепенно сокращаем объём дефицита бюджета, который будет сокращаться с 4,4% ВВП в текущем году до 2,4% в следующем году. Мы выйдем на траекторию около 1% дефицита от валового внутреннего продукта на период с 2022 года и далее.

Что касается расходов, то мы предусматриваем рост расходов по сравнению с нашими докризисными планами формирования бюджета. В 2021, 2022 и 2023 годах расходы предусмотрены на более высоком уровне, чем было заложено в наших прогнозах, как в процентном отношении к ВВП, так и в номинальных объёмах.

Чем мы руководствовались при формировании бюджетной политики?

Бюджетная политика должна как обеспечивать сбалансированное развитие на среднюю и долгосрочную перспективу, так и, соответственно, определять приоритеты в расходах государственного бюджета. Основная задача, основной приоритет бюджетной политики - это выполнение национальных целей развития, которые поставлены Президентом Российской Федерации в указе. Исходя из этих посылов мы и формировали наши предложения по налоговой политике и, соответственно, по формированию расходной части бюджета.

По налоговой политике, Михаил Владимирович, Вы уже в своём вступительном слове отметили, что мы предусматриваем манёвр с точки зрения поддержки малого и среднего предпринимательства, снижения страховых взносов там, поддержки такой ключевой инновационной отрасли, как IT-индустрия. Мы снижаем налоговую нагрузку в этой отрасли - по налогам на добавленную стоимость, по налогам на прибыль, по страховым взносам.

С одной стороны, мы определяем приоритеты именно в этих ключевых отраслях. С другой стороны, мы предлагаем повысить отдачу от секторов, связанных с сырьевыми отраслями нашей экономики. Речь идёт о повышении и отмене льгот, неэффективных льгот, по НДПИ, о совершенствовании налогообложения - налога на дополнительный доход. Об увеличении акцизов на табак и табачные изделия, а также о предложении по увеличению налогообложения пассивных доходов.

Мы считаем, что такой манёвр в нынешних условиях должен подстегнуть развитие секторов экономики, не связанных с добычей сырья, и стимулировать развитие малого предпринимательства и прорывных направлений нашей экономики.

Что касается расходов. В расходах приоритет отдан финансированию национальных проектов и реализации мер, предусмотренных в Послании Президента Федеральному Собранию.

Хотелось бы отметить, что в 2021 году у нас увеличиваются расходы на финансирование нацпроектов и мер, обозначенных в послании, по сравнению с мерами, предусмотренными в текущем году, примерно на 15%. А в 2023 году почти на 40% по сравнению с уровнем 2020 года эти расходы будут увеличены.

Особый акцент сделан на мерах по снижению бедности. Предусмотрено практически двукратное увеличение бюджетных ассигнований на финансирование пособий нуждающимся семьям с детьми в возрасте от трёх до семи лет. Это должно внести серьёзный вклад в решение вопроса о снижении бедности.

Если посмотреть по другим важным социальным направлениям, которые учтены в бюджете, - это увеличение ассигнований на распространение социального контракта на все субъекты Российской Федерации. Увеличиваются более чем в четыре раза ассигнования по сравнению с 2020 годом на последующие 2021, 2022 и 2023 годы.

Кроме того, существенно возрастают расходы на нацпроекты "Демография", "Образование", "Цифровая экономика", стимулирование экспорта и так далее - всё то, что должно внести свой вклад в социальную поддержку граждан и стимулировать экономическое развитие.

Просьба поддержать основные направления налоговой, бюджетной политики на трёхлетний период. Они учитывают все поручения Президента и Правительства, касающиеся социально-экономического развития на предстоящую трёхлетку.