На заседании Комитета по охране здоровья 23 сентября состоялось ставшее уже традиционным предварительное обсуждение проектных показателей бюджета здравоохранения на следующий трехлетний период 2021 - 2023 годов. В заседании приняли участие члены Комитета по охране здоровья, представители Минфина России, Минздрава России, ФОМС, Счетной палаты Российской Федерации.
Заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Наталья Хорова доложила о направлениях, по которым предусматривается рост ассигнований, несмотря на сложную современную ситуацию: "В соответствии с поручением Президента Российской Федерации на госпрограмму "Развитие здравоохранения" зарезервированы ресурсы 60 млрд рублей на 2021 год, 64 млрд рублей на 2022 год и 68 млрд рублей на 2023 год, которые будут направлены на лечение детей с тяжёлыми редкими заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, техники, медицинских изделий и на проведение высокотехнологичных операций. Кроме того, предусматриваются дополнительные расходы на 2021 год в объеме 1 млрд рублей на специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов".
"В бюджете предусмотрен рост расходов, связанных с вводом в эксплуатацию центра детской онкологии имени Блохина. Эти затраты будут направлены на оказание высокотехнологичной медицинской помощи онкобольным детям, и объем ресурсов составляет 1,5 млрд рублей", - продолжила Наталья Хорова. Формируется набор мероприятий по модернизации первичного звена и инфекционной службы в общенациональный план восстановления экономики. Ассигнования на капитальные вложения позволят осуществить строительство и реконструкцию 80 объектов, из которых 31 федеральный и 49 - региональных. Наиболее значимые из них: федеральный детский многопрофильный реабилитационный центр на 300 коек в Новосибирской области, Институт экспериментальной кардиологии Минздрава России, комплекс зданий Центра онкологии имени Н.Н. Петрова в Санкт-Петербурге, Центр ядерной медицины НМИЦ им. В.А.Алмазова", Центр высоких медицинских технологий НМИЦ имени А.В.Вишневского, а также реконструкция 17 региональных объектов онкологического профиля.
С докладом об основных показателях проекта бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования выступила Председатель Фонда Елена Чернякова. Расходы Фонда в 2021 году превысят 2,54 трлн рублей, в 2022 году составят около 2,66, в 2023 году - 2,8 трлн рублей. Запланированы межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в том числе на финансовое обеспечение федерального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями" - 140 млрд рублей, на оплату высокотехнологичной помощи, не включённой в базовую программу ОМС, - 109,7 млрд рублей и выплаты по родовому сертификату - 13,3 млрд рублей.
"Кроме того, в рамках бюджета выделяются объёмы на специализированную медицинскую помощь, которая оказывается в стационарах и в дневных стационарах федеральными государственными учреждениями. Объём этой помощи на 2021 год составляет 119,4 млрд рублей. Субъекты смогут направлять в федеральные учреждения своих застрахованных уже без оплаты, это будет оплачено на федеральном уровне. Таким образом, мы считаем, что повысится, в том числе, и доступность медицинской помощи в федеральных учреждениях", - подчеркнула Елена Чернякова.
В ходе обсуждения члены Комитета, представляющие разные фракции, затронули проблемные вопросы реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, лекарственного обеспечения, в том числе больных орфанными заболеваниями, тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС, целевых показателей национальных проектов и государственной программы, перехода к строительству по типовым проектам, консолидированных расходов на здравоохранение и другие.
По проблемам, поднятым парламентариями, были получены разъяснения. Директор Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Минфина России Светлана Гашкина заверила депутатов в том, что в отношении здравоохранения нет прямого секвестрования на 10% в соответствии с общими подходами к формированию бюджета: "Мы переориентировали расходы на социальную поддержку граждан, на структурные изменения в экономике, сокращение всего лишь 3%, по сути оптимизация расходов".
Завершая обсуждение, председатель Комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов отметил: "Мне кажется, и я в этом убежден, вынося на Государственную Думу всё вот это, нам нужно вместе с Минфином сфокусироваться на приоритетах, на том, чтобы в системе здравоохранения придерживаться самого главного в этот непростой период - сохранения позиций не только лечения ковида, это понятно, но и сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии, лекарственного обеспечения, держать удар с точки зрения кадровой политики". Глава Комитета призвал не воспринимать секвестры как некую неудачу или неуспех. "Это временные решения сообразно историческому моменту. Но приоритеты отдавать ни в коем случае нельзя",- подчеркнул Дмитрий Морозов.
Председатель Комитета поручил рабочей группе по законодательному сопровождению и мониторингу реализации национального проекта "Здравоохранение" продолжить работу по контролю эффективного расходования выделенных средств и совместно с Минздравом России добиваться восстановления ассигнований по статьям, где произошло временное сокращение.
Работа над проектом бюджета находится на завершающем этапе. Его внесение в Государственную Думу планируется до 1 октября.