Брифинг Татьяны Голиковой: вакцинация от коронавируса, программа госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи, последние данные Росстата о естественном движении населения.

28 декабря 2020

Вопрос: Татьяна Алексеевна, пандемия показала, что надо продолжать развивать и укреплять санитарно-эпидемиологическую службу. Что планируется делать в этом направлении?

Т.Голикова: В соответствии с поручением Президента страны о необходимости разработки концепции развития санитарно-эпидемиологической службы Правительством подготовлен и в ближайшее время будет опубликован план мероприятий, или, как мы называем, «дорожная карта», по развитию и укреплению системы федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на 2021–2028 годы.

Важно, что этот документ охватывает не только деятельность Роспотребнадзора, но и других санитарных служб, которые входят в систему федеральных органов исполнительной власти. Это санитарно-эпидемиологическая служба Министерства обороны, правоохранительных органов, Федерального медико-биологического агентства. И конечно, взаимодействие по этим вопросам с Министерством здравоохранения. Реализация мероприятий «дорожной карты» позволит обеспечить поддержание стабильной санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Российской Федерации, в том числе в условиях пандемического распространения инфекций. Говорю об этом как о первом важном результате этого документа, потому что мы извлекли серьёзные уроки из ситуации, которая сложилась в этом году. Мы корректируем и будем корректировать мероприятия, которые нам необходимо осуществить. По сути, эта «дорожная карта» является пошаговым планом, для того чтобы развивать санитарно-эпидемиологическую службу в России.

Среди других результатов, которые предполагается получить по итогам реализации «дорожной карты», – совершенствование лабораторной диагностики инфекционных болезней. На это предусмотрены соответствующие финансовые ресурсы в бюджете. Повышение оперативности и качества анализа и прогноза санитарно-эпидемиологической обстановки в Российской Федерации и за рубежом. А также мероприятия, которые направлены на различного рода управленческие решения в этой сфере. Повышение оперативности реагирования на угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Снижение, как следствие, заболеваемости инфекционными болезнями. И здесь я хочу ещё раз обратить внимание: на модернизацию инфекционной службы в бюджете 2021 года предусмотрено 17 млрд рублей. Это модернизация лабораторной региональной службы. В конце этого года Правительством уже был выделен на эти цели 1 млрд рублей. Затем – строительство и реконструкция новых инфекционных больниц. И безусловно, отдельное направление – улучшение качества оказания медицинской помощи.

Невозможно обойтись без таких важных вещей, как развитие информационно-коммуникационной системы органов и организаций, которые входят в систему санитарно-эпидемиологического надзора. Мы все в этом году видели, насколько цифровые технологии помогли и помогают нам в борьбе с пандемией – не только по таким чувствительным вопросам, как вопросы здравоохранения, но и при социальных выплатах, и по ряду других направлений, где «цифра» позволяет достаточно быстро принимать соответствующие решения и реализовывать мероприятия.

Не могу обойти и тему оценки экономических потерь, которые вызваны угрозами инфекционных заболеваний, такими как пандемия. Нам с коллегами также предстоит совместно поработать над методиками подобного рода оценок.

Кроме того, по общему мнению, мы должны сделать ещё и дополнительный упор на развитие системы медико-профилактического образования. Мы часто говорим о подготовке врачей, среднего медицинского персонала. Но сейчас ещё будем уделять больше внимания подготовке врачей-эпидемиологов.

Вопрос: Росстат сегодня публикует информацию о естественном движении населения в ноябре, в том числе данные по смертности. Прокомментируйте их, пожалуйста.

Т.Голикова: Вы помните, что мы обычно публиковали данные на 40-й день по истечении отчётного периода. Данные за 11 месяцев Росстат публикует сегодня – чуть раньше установленного срока. Это, понятно, связано с предстоящими праздниками. И для того, чтобы уложиться в нормативные сроки, которые установлены для публикации статистической отчётности, мы публикуем данные сегодня. Что показывают эти данные?

Эти данные показывают, как мы, собственно, говорили на прошлом брифинге, что ситуация по показателям смертности в ноябре и декабре несколько хуже, чем в предыдущие периоды. Мы это связывали тогда и связываем сейчас с осенне-зимним периодом, когда распространение ковид-инфекции усиливается, соединяясь с другими заболеваниями.

По данным Росстата, смертность за январь – ноябрь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличится на 13,8%. При этом я хочу обратить внимание, что более 81% прироста общей смертности, которая падает на этот период времени, приходится на ковид и последствия заболевания ковидом. Мы уже неоднократно приводили эту классификацию, которой мы продолжаем следовать, по ковидным смертям. Также я бы хотела обратить внимание на то, что наши доктора, специалисты, анализируя ситуацию с ковидом, анализируя заболеваемость и смертность, видят, насколько серьёзно эта болезнь влияет на течение таких хронических заболеваний, как сердечно-сосудистые заболевания – инсульты, инфаркты, заболевания эндокринной системы, нервной системы и так далее. И в этой связи я бы хотела обратить внимание, что несмотря на то что более 81% прироста смертей приходится на ковид и ассоциированные с ним заболевания, всё-таки смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний органов дыхания, нервной, эндокринной систем тоже подрастёт по итогам 2020 года, потому что граждане, страдающие этими заболеваниями, наиболее подвержены ковиду.

Конечно, по итогам 2020 года и нам, и всем остальным странам мира предстоит достаточно серьёзно проанализировать структуру общей смертности и понять, сколько реально появилось новых смертей в связи с новым заболеванием, которое появилось на планете, а сколько смертей – извините за такой термин – традиционных, которые связаны с обычным течением соответствующих заболеваний. В данном случае я говорю о Российской Федерации. Это важно, потому что на основе анализа таких данных – это большие данные, которые анализирует любая страна мира, – конечно, будут, наверное, приняты дополнительные решения о поддержке, развитии или определении иных приоритетов в системах здравоохранения различных стран.

Мы также традиционно, как и в предыдущие месяцы, будем информировать общество о тех итогах 2020 года, которые мы получим. Но это будет уже более подробная информация, характеризующая структуру смертности в Российской Федерации.

Вопрос: В ближайшее время Правительством должна быть утверждена обновлённая программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Что изменится в 2021 году?

Т.Голикова: Наверное, первое, о чём я бы хотела сказать, – это о некоторых итогах 2020 года с точки зрения финансового обеспечения системы здравоохранения.

Поскольку на систему здравоохранения легла максимальная нагрузка, естественно, и Президентом страны, и Правительством уделялось достаточно серьёзное внимание увеличению финансирования этой сферы. За 2020 год мы более чем на 500 млрд увеличили финансирование системы здравоохранения и дополнительно из этой суммы 47,5 млрд направили на систему обязательного медицинского страхования.

Каждый раз наша работа ориентировалась на необходимость опережения текущей ситуации, то есть каждый раз мы финансировали расходы с некоторым запасом, для того чтобы избежать каких-то провалов в финансовом обеспечении тех или иных мероприятий. Этот порядок позволил нам сейчас сосредоточить на счетах территориальных фондов обязательного медицинского страхования в регионах порядка 139 млрд рублей. Это практически 75% тех объёмов, которые регионы ежемесячно тратят на систему обязательного медицинского страхования. Причём эти средства могут быть в полном объёме использованы на цели расходов января 2021 года, и быть частью тех авансов, которые будут направлены в систему обязательного медицинского страхования.

Также я хотела обратить внимание на то, что в 2020 году мы изменили принципы оплаты медицинской помощи. Мы дали право территориальным фондам обязательного медицинского страхования на 100% авансировать оказываемую медицинскую помощь и дали возможность тратить предоставляемые средства на основные расходы без учёта объёмов оказываемой плановой помощи. Также предоставили возможность этими авансами закрывать в том числе кредиторскую задолженность, которая сложилась или складывалась в бюджетах территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Возможность 100-процентного авансирования медицинских организаций мы сохраним и в I квартале 2021 года. Соответствующие положения мы включили в программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, которая сейчас принимается Правительством. Регионам только на оплату оказанной медицинской помощи в 2021 году будет направлено 2,3 трлн рублей. Это не считая средств, которые будут направлены на национальные проекты, на строительство и реконструкцию региональных медицинских организаций.

Хотела бы здесь обратить внимание на то, что на оплату оказанной медицинской помощи в первичном звене здравоохранения будет направлено из этих средств порядка 800 млрд рублей – на 163 млрд больше, чем в 2020 году. И это важно, потому что 1 января стартует программа модернизации первичного звена здравоохранения. Наша основная задача – посредством реализации этих программ расширить доступность и качество медицинской помощи, которая оказывается в первичном звене здравоохранения.

Мы также продолжаем в 2021 году увеличивать финансирование оказываемой гражданам онкологической медицинской помощи. В следующем году на эти цели будет направлено более 284 млрд рублей – это на 5% больше уровня этого года.

Хотела бы обратить внимание, что программа содержит новые положения, которые связаны с оплатой медицинской помощи, оказанной в федеральных медицинских организациях. Напомню, что в 2020 году мы приняли и с 2021 года вступает в силу новый закон, согласно которому мы централизовали на федеральном уровне всю специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, которую предоставляют федеральные медицинские организации. Это сделано в целях повышения доступности медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, поскольку мы имели ряд серьёзных нареканий, когда пациенты, желая попасть в федеральные медицинские организации, такие направления от учреждений, в которых они состоят на учёте, не получают. Теперь пациент при наличии соответствующих медицинских показаний вправе или получить от своего врача направление в федеральное учреждение, или напрямую обратиться в федеральную клинику и получить необходимую плановую помощь. Федеральное учреждение оценит состояние пациента и предложит вариант, удобный для него с точки зрения времени оказания этой плановой медицинской помощи.

Также программой государственных гарантий предусмотрен особый порядок оплаты такой медицинской помощи. На эти цели выделяется 120 млрд рублей. И что важно, за финансирование федеральных клиник будет отвечать Федеральный фонд обязательного медицинского страхования без привлечения страховых медицинских организаций. То есть вся проверка счетов будет осуществляться Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

В отношении этих организаций, так же как и в отношении региональных медицинских организаций, будет использован механизм 100-процентного авансирования в I квартале. За этот период – я думаю, он будет для нас достаточным, – мы оценим, сколько и какие заболевания в федеральных клиниках чаще всего нуждаются в лечении, для того чтобы потом либо оставить так, как мы задумали, либо, может быть, скорректировать механизмы финансового обеспечения. При этом ещё раз хочу подчеркнуть, что, по нашему мнению, такой порядок позволит нам увеличить доступность помощи, оказываемой в федеральных медицинских организациях, и никоим образом не приведёт к ухудшению ситуацию с госпитализациями.

Для федеральных клиник мы прописали единый порядок установления тарифов на оплату медицинской помощи, одновременно предоставив право регионам также использовать этот порядок в своей деятельности. Для чего это сделано? Это сделано для того, чтобы впоследствии перейти на единые для всей страны механизмы финансирования специализированной медицинской помощи, минимизировав и исключив существующую сейчас региональную дифференциацию.

По сути, введение этого механизма позволит нам впоследствии максимально приблизиться к правильной, менее дифференцированной модели оказания медицинской помощи с точки зрения её финансового обеспечения.

Вопрос: По всей стране началась вакцинация от коронавирусной инфекции. Расскажите, пожалуйста, как она проходит.

Т.Голикова: В России идёт масштабная вакцинация. Мы её начали уже три недели назад. Мы говорили о том, что масштабная вакцинация в первую очередь начнётся в отношении приоритетных категорий. Собственно, так и делается. Приоритетные категории, это медицинские работники, педагогические работники, работники социальных учреждений. И я ещё раз хочу обратиться к ним: используйте, уважаемые коллеги, своё абсолютное преимущество в получении вакцинации. Это важно, чтобы сохранить и ваше здоровье, и здоровье ваших близких.

Помимо этого мы приняли дополнительное решение о том, что регионы страны самостоятельно могут расширять приоритетные категории, исходя из того, насколько быстро идёт процесс вакцинации. Поэтому сейчас мы с вами слышим регулярно, что те или иные регионы увеличивают круг вакцинируемых.

Вы знаете, что первая наша вакцина «Спутник V» получила разрешение на использование при вакцинации граждан 60+, и сегодня уже многие регионы расширяют вакцинацию и на эту категорию граждан. Хочу подчеркнуть для наших уважаемых коллег из регионов, что это абсолютный приоритет для нас, потому что мы на опыте течения пандемии в 2020 году видим, что эти граждане с учётом того, что у них достаточно много хронических заболеваний, наиболее подвержены и заболеваемости ковидом, и, к сожалению, смертности. Поэтому коллеги из регионов должны на эту категорию обратить особое внимание. Тем более что наши возможности с точки зрения организации производства вакцин и их выпуска в гражданский оборот за декабрь существенно возросли. С учётом сегодняшнего дня мы выпустим в гражданский оборот более миллиона доз вакцины, которая будет доступна в декабре, в январе, и это в 2,1 раза больше, чем мы предполагали, когда запускали масштабную вакцинацию.

Такой результативный декабрь даёт нам основания говорить о том, что мы нарастим производство и выпуск в гражданский оборот российских вакцин и в последующие месяцы в большем объёме, чем было ранее предусмотрено планами.<...>


Источник: http://government.ru/news/41238/