Михаил Мишустин встретился с руководителем ФМБА Вероникой Скворцовой

30 декабря 2020

В.Скворцова: Федеральное медико-биологическое агентство отвечает за сохранение здоровья прежде всего работающих на производстве с особо опасными условиями труда. Это сотрудники более 700 организаций и корпораций - "Росатома", "Роскосмоса", химической, оборонной промышленности, учреждений, которые содержат музейные коллекции штаммов биопатогенов. И населения, проживающего на особых территориях нашей страны: 20 закрытых административных территорий, 39 городов-спутников и наукоградов. В этой сложной ситуации с распространением новой коронавирусной инфекции для нас было прежде всего принципиально важно обеспечить безопасность населения этих территорий, сохранить его здоровье и обеспечить бесперебойную работу всех стратегически значимых объектов, имеющих критически важное значение для нашей страны.

Мы применили целый комплекс противоэпидемических мероприятий, основой которых являлось максимально раннее и полное выявление всех случаев инфицирования. Это позволило нам минимизировать летальность на территориях, за которые мы отвечаем. Летальность от коронавирусной инфекции там одна из самых низких в мире и стране - 0,8%.

Второе направление - это, безусловно, медицинская помощь нашему населению, которое проживает в регионах страны, где расположены территории, обслуживаемые ФМБА, и шире.

За три месяца учреждения ФМБА оказали помощь более чем 17 субъектам Российской Федерации. ФМБА развернуло 51 ковидный госпиталь, в которых более 5,5 тыс. коек. Мы организовали сеть референс-центров. Проведено более 4 тыс. телемедицинских консультаций. Эвакуировано более 800 пациентов с ковидом, из них более 200 - с помощью санавиации. И самое главное, мы организовали бригады быстрого реагирования - сводные отряды ФМБА, которые выдвигаются в течение суток с момента сигнала и включают в себя методологов, эпидемиологов, инфекционистов, пульмонологов, реаниматологов.

Отдельная тема - это, безусловно, поддержка донорского движения и сохранение объёмов цельной крови и компонентов крови в такой сложный период, как пандемия. Нужно сказать, что в большинстве стран мира резко упало число доноров из-за карантинных, изоляционных мер. Нам удалось вместе с Общероссийским народным фронтом организовать целую серию форумов в поддержку донорства и привлечь за период пандемии около 175 тысяч дополнительных доноров. Общее количество донаций несколько снизилось, но при этом количество плазмы и тромбоцитарных компонентов, которые предоставлены медицинским организациям любой формы собственности, не только не снизилось, но и увеличилось по сравнению с 2019 годом.

И, как Вы уже отметили, с апреля мы создали методологию подготовки антиковидной плазмы. Мы сделали единый центр для России, координирующий заготовку антиковидной плазмы. И сейчас уже 58 регионов участвуют в этом процессе на основе единой методологии. 86 станций переливания крови заготавливают антиковидную плазму. Мы заготовили 13,5 тыс. литров.

С марта мы начали создавать диагностические тест-системы. На сегодняшний день агентством создано три зарегистрированные тест-системы для ПЦР-диагностики.

Кроме того, агентство разработало и запатентовало два лекарственных препарата. Оба уникальные, не имеющие аналогов в мире. Препарат, о котором я хотела бы сказать, это первый препарат этиотропный, влияющий непосредственно на вирус. Фактически это антидот для коронавирусной инфекции.

Завершены доклинические исследования, которые показали, во-первых, полную безопасность этого препарата в связи с тем, что он не действует на организм и на иммунитет человека. И с другой стороны - высокую эффективность, превышающую 99%.

В настоящее время подготовлено досье для получения разрешения на клинические исследования. Мы надеемся это успеть сделать до нового года. В том случае, если клинические исследования подтвердят эффективность данного препарата, это будет первый безопасный, эффективный, прямого действия противовирусный препарат, не имеющий пока аналогов в мире.

И второй препарат - это препарат, профилактирующий или угнетающий цитокиновую реакцию при самых сложных формах коронавирусной инфекции. Этот препарат уже прошёл клинические исследования. В настоящее время - последняя стадия его регистрации.

Хотела бы также отчитаться по поводу работ, которые мы проводим по разработке вакцин.

В настоящее время мы разрабатываем рекомбинантную вакцину, действие которой реализуется не через антителообразование преимущественно, а через клеточный иммунитет. На фазе доклинических исследований мы получили эффективно работающую рецептуру. Для нас сейчас самый ответственный период.