Брифинг Максима Решетникова об итогах реализации ФЦП развития Крыма и Севастополя в 2020 году

18 марта 2021

Из стенограммы:

Вопрос: Максим Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, об итогах реализации федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя в 2020 году, а также дальнейших перспективах полуострова.

М.Решетников: Сегодня, в годовщину возвращения Крыма в состав России, прошло несколько мероприятий. Одно из них – рабочее совещание у Президента, посвящённое итогам реализации федеральной целевой программы развития Республики Крым и Севастополя. Обсуждались также текущие вопросы, что нужно ещё сделать для того, чтобы ускорить привлечение инвестиций на территорию полуострова, быстрее создавать рабочие места и в конечном итоге ускорить темпы социально-экономического развития.

Что здесь необходимо отметить? Основной инструмент, посредством которого идёт развитие полуострова, – это реализация федеральной целевой программы. За прошедшие семь лет можно по всем ключевым показателям отфиксировать, что ситуация кардинальным образом улучшилась. Это касается и темпов роста валового регионального продукта, заработной платы, и темпов снижения безработицы. Темп роста ВРП увеличился по Республике Крым в 2,1 раза, в Севастополе – в 2,6 раза, это существенно превышает среднероссийские темпы. Среднемесячная заработная плата увеличилась в 3 раза, безработица на полуострове снизилась в 1,5 раза и в принципе вышла на среднероссийские показатели. И конечно, собственные доходы бюджетов полуострова существенно увеличились, мы это тоже видим по всем показателям. Эффективность использования выделенных ресурсов кратно выросла. По прошлому году федеральная целевая программа исполнена на 96%, и это наилучший показатель за последние пять лет.

При этом подробно у Президента обсуждались вопросы водоснабжения, был представлен обстоятельный отчёт по реализации социальных и крупных инфраструктурных проектов. Но, конечно, основное внимание было уделено развитию экономики. В первую очередь здесь ставится задача, чтобы вся созданная магистральная инфраструктура дошла до конечных потребителей и создала возможность строить новые объекты, развивать объекты туризма, строить предприятия, объекты развлечений, которые нужны полуострову. И разумеется, одновременно с продолжением реализации всех социальных проектов. Больницы, поликлиники, садики, школы, подходы к «Тавриде», объекты цифровизации – имею в виду улучшение сотовой связи, интернета – всё это включено в программу. Программа продлена на 2025 год, то есть всё это будет продолжено.

За шесть лет привлечено 1,2 трлн рублей инвестиций в основной капитал на территории полуострова, но две трети – это бюджетные инвестиции. Поэтому поставлена задача ускорить привлечение частных инвестиций, и для этого обсуждались меры, которые сейчас принимаются и которые ещё должны быть приняты.

Во-первых, отмечено, что произошёл перезапуск свободной экономической зоны. В прошлом году по поручению Президента были приняты поправки в федеральное законодательство, которыми возобновлён режим пониженных социальных взносов. Более того, дана перспектива – режим продлён до 2039 года и распространён на компании с 2018 года, то есть те, кто реализовывал инвестпрограммы, те, кто выполнял обязательства, получают возможность получить эту скидку на взносы.

Следующим этапом поддержана инициатива по созданию специального правового режима особого административного района, который должен позволить компаниям из других регионов спокойно, не меняя места регистрации, начинать работу в Крыму, пользоваться преимуществами свободной экономической зоны, инвестировать туда, создавать рабочие места. Проект соответствующего закона подготовлен, прошёл согласование, на прошлой неделе поступил на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. Поэтому мы рассчитываем, что в ближайшее время все вопросы, которые там остались, будут решены и проект поступит на рассмотрение в Государственную Думу.

Также обсуждались вопросы развития финансовой системы республики. Вы знаете, что банковская система республики находится под санкциями, поэтому ограничен доступ к капитальной базе, возможность привлечения пассивов, привлечения межбанковских кредитов, выпуска и размещения долгосрочных облигаций. И обсуждались меры, которые позволят – докапитализация в прошлом году у нас прошла –дать банковской системе республики дополнительную ликвидность, с тем чтобы более активно шёл процесс кредитования предприятий и населения.

Особое внимание было уделено вопросам поддержки ипотеки, что тоже очень важно для выхода республики и города Севастополя на те параметры, которые определены при реализации национальных проектов.

<...>

Все эти комплексные вопросы обсуждались помимо, ещё раз подчеркну, реализации ФЦП, эффективного освоения денежных средств, улучшения социальной инфраструктуры. Это уже воспринимается как поставленное на поток, поэтому задача текущего этапа – ко всему этому добавить ещё и привлечение частных инвестиций и принять для этого необходимые меры.

Вопрос: Максим Геннадьевич, в начале недели Правительство внесло в Госдуму законопроект-спутник к закону об экспериментальных правовых режимах. Какие новые возможности он даст бизнесу?

М.Решетников: Действительно, министерство разрабатывало достаточно длительное время законопроект, который развивает принятый в прошлом году закон об экспериментальных правовых режимах. Этот законопроект, сформированный уже по предложениям бизнеса, включает конкретные нормы, которые позволяют по-иному организовать процессы, по-иному организовать регулирование по целому ряду отраслей.

Было много сложных вопросов, которые пришлось урегулировать. Мы это делали осенью. В декабре этот законопроект был рассмотрен на уровне Правительства. Была определённая дискуссия, поэтому мы ещё в январе дополнительно уточнили некоторые нормы по итогам рассмотрения в Правительстве, и все эти вопросы были решены. Документ в настоящее время уже представлен в Государственную Думу.

Какие новации он предполагает, что станет возможным после его принятия?

Семь конкретных проектов можно будет реализовать. <..>

Один из проектов – это запуск бизнес-аналитики для потенциальных предпринимателей за счёт интеграции разных источников данных. Очень важный момент, почему так долго в том числе и уточняли, – разрешение в некоторых случаях использовать телемедицину при установлении диагноза и назначении лечения. Это давно назревшая необходимость, которая обсуждалась, были высказаны определённые опасения, поэтому искали решение этих вопросов – и нашли.

Станет возможным использовать технологию искусственного интеллекта для поддержки врачебных решений. Тоже такие возможности теперь появляются, соответствующие нормы вводятся.

И последний эксперимент – это анализ применения лекарственных препаратов на основе обезличенных медицинских данных. Теперь станет возможным на основе обработки больших данных делать какие-то дополнительные выводы об эффективности тех или иных препаратов. Не о безопасности, подчеркну, а именно об эффективности, потому что безопасность проверяется на этапе регистрации, это само собой, что называется, а здесь ещё дополнительно можно получать информацию об эффективности. Соответственно, появится возможность с принятием этого законопроекта делать изъятия. Какой конкретно набор изъятий – уже определит Правительство. По каждому проекту будет принято отдельное постановление Правительства, где уже будет расписано вместе с отраслевыми ведомствами, с учётом мнений бизнеса, какие конкретно районы для транспорта можно использовать, какие дополнительные меры должны быть приняты – по безопасности, по страховке рисков, которые возникают, и так далее. То есть все эти эксперименты – они в принципе уже воплотились в проекты документов, которые сейчас отрабатываются. Но без принятия этого закона конкретное внедрение этих технологий невозможно. Поэтому мы рассчитываем, что этот закон даст нам принципиально новый механизм уже для апробации конкретных проектов. Напомню, что этот законопроект и весь этот институт создаётся тоже во исполнение поручения Президента, которое было дано в январе прошлого года в рамках послания.

Мы последовательно ведём всю эту работу. Более того, уже в процессе подготовки, обсуждения и прохождения этого закона появились ещё идеи. Есть дополнительные идеи со стороны, например, градостроительного комплекса города Москвы, для того чтобы упростить жизнь застройщиков, внедрять единое взаимодействие и так далее. Будем сейчас отрабатывать, посмотрим. Может быть, будут поправки ко второму чтению, если законопроект будет достаточно детально проработан, поддержан. Если что, реализуем эти семь, потом дальше пойдём.

Это такой очень глубокий, системный законопроект, который, мы рассчитываем, встретит понимание депутатов. Он востребован бизнесом, бизнес давно ожидает принятия этих решений. Рассчитываю, что мы этот большой шаг в ближайшее время сделаем с принятием закона.

Источник: http://government.ru/news/41768/