Встреча президента Владимира Путина с Татьяной Голиковой и Анной Поповой

30 апреля 2021

Т.Голикова: ... В регионах ситуация различается. В стадии снижения сегодня находятся 16 регионов, в стадии стабилизации - 62, и в стадии продолжающегося роста находятся 7 регионов страны.

За последний месяц среднесуточный охват тестированием составил 204 на 100 тысяч населения. Но при этом я хочу сказать, что за последнюю неделю в ряде субъектов Российской Федерации имеется отклонение от нормативных значений.

...Что касается резерва коечного фонда в стране, то он достаточный. На сегодняшний день развёрнуто более 109 тысяч коек. Хочу сказать, что это в 2,6 раза ниже, чем было в пик заболеваемости. 23 тысячи оснащены аппаратами искусственной вентиляции лёгких и 83 тысячи оснащены подачей кислорода. При этом я хочу сказать, что из этого уже уменьшенного количества коечного фонда 28 процентов остаются свободными.

Несколько слов о вакцинации, которая полным ходом идёт на территории Российской Федерации. Накопленным итогом за весь период произведено 27,9 миллиона комплектов доз вакцины, 15 миллионов комплектов уже введено в гражданский оборот. Разница - это та вакцина, которая находится на контроле качества, потому что Вы знаете, что к контролю мы предъявляем в соответствии с законодательством особые требования.

В стране развёрнуто почти 5,5 тысячи пунктов вакцинации. На сегодняшний день первым компонентом вакцинировано более 11,1 миллиона наших граждан. Полностью оба компонента получили 6,8 миллиона наших граждан.

...Также я бы хотела сказать и обратить внимание коллег, что из тех семи регионов, которые я упомянула, которые находятся в стадии роста, у некоторых из них, например, у Смоленской области, темп вакцинации недостаточный, и территория находится на 53-м месте по вакцинации в Российской Федерации. Мне бы хотелось обратить внимание коллег на то, что вакцина в регионе имеется, и здесь необходимо внимательнее относиться к этому процессу и эту работу развернуть и далее.

Тем не менее, несмотря на то что показатели, которые я сейчас привела, свидетельствуют о том, что ситуация более или менее стабильная, мы её, как я уже сказала, ежедневно мониторируем, но апрель и май являются нестабильными месяцами с точки зрения распространения сезонных заболеваний: это и ОРВИ, и парагрипп, и ряд других. В прошлом году, как Вы помните, мы наблюдали и сезонную заболеваемость, и одновременно подъём новой коронавирусной инфекции....

А.Попова: ...Мы внимательно следим за эпидемиологической ситуацией по новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и в других странах, в целом в мире.

Хочу ещё раз отметить, что эпидпроцесс по COVID, новой коронавирусной инфекции, в Российской Федерации на сегодняшний день остаётся стабильным. Как уже сказала Татьяна Алексеевна, мы в течение ряда недель видим замедление темпов, снижение. Если в марте это было минус 13 процентов в неделю, то сейчас это меньше процента за последние три недели, мы практически стоим, как и было сказано. В ряде субъектов мы остановились окончательно. И есть тенденция, которая говорит о том, что ситуация может осложниться.

Мы усилили работу врачей-эпидемиологов в очагах. На сегодняшний день под медицинским наблюдением из числа контактных находятся 930 тысяч человек. Это люди, которые имели контакт с инфицированным больным и за которыми установлено медицинское наблюдение. Это большое количество. В среднем на одного инфицированного приходятся четыре таких контактных, если мы говорим об обычном референсном штамме, с которым имеем дело уже больше года.

Под плотным контролем, как уже Татьяна Алексеевна отметила, у нас и эпидпроцесс по острым респираторным инфекциям. На сегодняшний день мы тоже не видим в течение трёх недель какой-либо динамики: ни положительной, ни отрицательной. Это в самом деле особенность сезона.

Мониторинг, который мы ведём с августа прошедшего года по вирусному пейзажу, который вызывает эти инфекции, показывает, что превалирует на сегодняшний день риновирус, значительную долю составляет парагрипп и вместе с ними в этом же уровне заболеваемость сезонным коронавирусом, обычным коронавирусом, который не относится к COVID-19, но составляет с ним одно семейство коронавирусов. Здесь удельный вес пока тоже остается высоким.

Наши учёные ведут очень плотный мониторинг информации в мире о возникающих новых мутирующих штаммах. Это сегодня особый риск для всех, и мы это прекрасно понимаем. Поэтому три наши научно-исследовательские организации постоянно получают информацию из всех возможных источников и её анализируют.

На сегодняшний день хочу отметить, что отличающийся наиболее высокой заразностью, по мнению наших коллег за рубежом, британский штамм на прошедшей неделе освоил ещё пять стран. Количество стран, им поражённых, составляет на сегодня 137 стран в мире, они заявили о том, что на их территории циркулирует британский штамм. 85 государств заявили о том, что у них есть южноафриканский штамм. И это плюс пять только за прошедшую неделю. И бразильский штамм зарегистрирован в 52 странах.

В Российской Федерации по Вашему поручению с начала этого года мы ведём очень плотный молекулярно-генетический мониторинг фактического распространения новых штаммов в Российской Федерации. На сегодняшний день проведено подробное исследование более 12 тысяч образцов клинического материала. Мы работаем с материалом из всех 85 субъектов, определив критерии, когда мы в обязательном порядке исследуем подробно этот материал.

Количество обнаруженных изолятов каждую неделю увеличивается. За прошедшую неделю это 255 вариантов британского штамма, 25 - южноафриканского. Мы нашли эти штаммы в 51 регионе. То есть распространённость достаточно большая.

Что хочу отметить? Большинство этих вариантов - это завозные штаммы, когда люди возвращаются из-за рубежа, из тех или иных поездок. Во всех случаях мы провели весь комплекс необходимых мероприятий, но здесь мы проводим работу с контактными гораздо шире. Вот здесь на один случай, на одного инфицированного, могу сказать, что тяжёлых случаев заболеваний эти люди нам не привезли, но 23 контактных мы наблюдаем каждым конкретным случаем, чтобы не допустить распространения.

Чтобы также предупредить дальнейшие завозы и возможное распространение этих штаммов внутри Российской Федерации, мы приняли решение о приостановлении авиасообщения с Турецкой Республикой и Танзанией, усилили, как Вы сказали в Послании, санитарно-карантинный контроль на границе. Он стал гораздо более плотным. Мы увеличили кратность лабораторных обследований всех возвращающих из-за рубежа и установили плотный контроль на всех видах пунктов пропуска: не только авиационных, но и морских, и сухопутных, и автомобильных, и пешеходных.

Проводимый комплекс мероприятий позволяет не допустить взрывного распространения или дальнейшего массированного распространения мутировавших вирусов.

На сегодняшний день, исходя из всего комплекса знаний об эпидситуации в Российской Федерации, можно говорить об отсутствии каких-то очень опасных тенденций развития эпидпроцесса. Но это, конечно же, при условии полного соблюдения всех сегодняшних требований, и Вы говорили об этом. Как бы люди ни устали, но маски, социальная дистанция, дезинфекция и все остальные требования, безусловно, должны соблюдаться даже в сегодняшнем теплеющем времени.

Уважаемый Владимир Владимирович, учитывая ситуацию в мире, в других странах, а буквально на этой неделе состоялось заседание чрезвычайного комитета Всемирной организации здравоохранения по международным медико-санитарным правилам, где было принято решение о том, что чрезвычайная ситуация в общественном здравоохранении в связи с COVID продолжается. Она продлена ещё на квартал. И здесь позиция ВОЗ совершенно очевидна. В этом заседании принимал участие представитель Роспотребнадзора, постоянный представитель в этом комитете.

Имея опыт прожитого года, зная наш уклад, нашу традицию празднования майских праздников, Владимир Владимирович, когда люди едут на дачу, когда люди едут за город, когда люди едут на свежий воздух, миграционные потоки внутри страны становятся более интенсивными. Если говорить о том, что большинство россиян едет к себе на дачу, они едут в общественном транспорте в основном, нередко в переполненном общественном транспорте. Это хорошо, что это свежий воздух, что это загород. Это в самом деле очень полезно для прерывания эпидпроцесса. Но так получается в этом году, что три дня выходных, потом четыре дня рабочих, нужно вернуться также. Потом ещё три дня выходных, и, конечно же, наши граждане вернутся к своим дачным участкам. Здесь в связи с тем, что приходится перемещаться в пространстве, обмениваться вирусной информацией с большим количеством людей в такой ситуации, мы видим определённые риски.

Мы советовались с Татьяной Алексеевной, с коллегами, советовались с нашими учёными, советовались с практиками, врачами-эпидемиологами, главными государственными санитарными врачами в субъектах, и коллеги говорят о том, и это, собственно, наше предложение, чтобы эти дни были непрерывными. Если бы это было возможно, это позволило бы сделать эпидемиологический прогноз более стабильным. И, конечно же, дать возможность людям побыть на свежем воздухе и отдохнуть, потому что все об этом отдыхе мечтают, и я думаю, что все такого отдыха бы ждали. В эпидемиологическом плане это было бы очень значимым решением для того, чтобы дальнейший эпидемиологический этап был более стабилен. Я прошу Вас очень нас поддержать. Спасибо большое.

<...> мы очень подробно на "Векторе" - и обмениваемся с коллегами из других научно-исследовательских организаций - изучили британский штамм, мы получили его в конце прошлого года, все его свойства мы знаем. И мы получили штамм южноафриканский, и мы тоже подробно его изучили. И, во-первых, хочу сказать, что ни один, ни второй штамм не обладают особой устойчивостью в окружающей среде, что для нас было очень важно. Они чувствительны ко всем дезинфектантам, они также погибают на окружающих поверхностях, не переживая более 48 часов, а где-то даже и меньше. Здесь они не отличаются от того референс-штамма, который у нас есть.

Считается, что британский штамм чуть быстрее передаётся, чем обычный. Пока в исследованиях мы таких данных не получили. Но, ссылаясь на опыт и знания, которые нам дают коллеги в других странах, мы можем говорить о том, что он, наверное, более быстро передаётся от человека к человеку, такими свойствами он обладает. И поэтому мы увеличиваем количество контактных, когда встречаемся с одним из этих штаммов.

По африканскому штамму публикации, которые есть за рубежом, говорят о том, что он в ряде случаев при невысоких уровнях иммунитета после перенесённой инфекции может обходить иммунитет. В самом деле такие работы есть, мы это видим. В наших исследованиях мы видим, что хорошие, высокие титры защищают и от этого штамма. И каких-либо особенностей по поствакцинальному иммунитету мы в своих исследованиях не заметили, мы их не обнаружили. Мы говорим о том, что иммунитет после российских вакцин защищает от всех сегодня доступных нам к исследованию штаммов. Мы продолжаем исследования. Если что-то мы узнаем новое, мы, конечно же, обязательно доложим Вам и проинформируем общественность, но на сегодняшний день наши знания таковы.

... Мы проверили, и это один из элементов нашего исследования, как обнаруживают тест-системы новые и новые штаммы. Все российские тест-системы, а первое, что мы делаем, когда появляется новый штамм, мы, во-первых, запрашиваем производителя вместе с нашими коллегами из других ведомств, и в первую очередь производители гарантируют. Но вместе с тем мы проводим системные исследования, как работают все тест-системы, все ли их обнаруживают.

Пока мутаций у вирусов в тех фрагментах, в тех локусах, которые могли бы обходить тест-системы или обходить иммунитет после вакцин, таких мутаций нет. А кроме тех мутаций, о которых я уже сказала, и британский штамм, и южноафриканский, и бразильский, мутаций очень много, их невероятное количество. Определить, какие значимые, какие нет, - в этом, собственно, задача учёных.

Но в Российской Федерации мы тоже видим огромное количество изменений. Но это свойство вируса: он живёт, он должен меняться. Но каких-то изменений, которые бы влияли на его эпидемиологические характеристики, на сегодняшний день в Российской Федерации, те, о которых Вы говорите, - обходить тесты, обходить поствакцинальный иммунитет, становиться более заразным - вот этих данных своих в Российской Федерации мы на сегодняшний день не фиксируем, таких наблюдений сегодня нет. Но мы продолжаем эту работу и продолжаем её очень системно.

Ещё раз хочу сказать, что наши тесты видят те вирусы, которые циркулируют в Российской Федерации, и референс, и те, которые мутировали. И иммунитет после вакцинации российскими вакцинами защищает от всех тех штаммов, которые сегодня присутствуют в Российской Федерации, и референс-штаммов и тех штаммов, если происходит инфицирование, которые сегодня циркулируют в Российской Федерации, о которых я уже говорила...