Заседание в Госдуме по вопросу лекарственного обеспечения

05 сентября 2019

В Госдуме 21 ноября состоялось Экспертное заседание по вопросам лекарственного обеспечения в Российской Федерации, организованное подкомитетом по вопросам обращения лекарственных средств, развитию фармацевтической и медицинской промышленности комитета по охране здоровья ГД.

Проблема лекарственного обеспечения остается в обществе достаточно острой.

Руководитель ВШОУЗ, Гузель Улумбекова выступила с докладом:

"Я, как организатор здравоохранения, уже 10 последних лет говорю о необходимости увеличения государственных расходов на лекарства в амбулаторных условиях. И вот время пришло. Остановлюсь на четырех главных моментах в лекарственной политике.

Целеполагание

Нам надо достигать цели 78 лет к 2024 г. и это диктует поиск решений, которые позволят приблизить нас к ней, причем эффективным способом. На опыте развитых стран доказано, что вложения в лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях позволяют отсрочить осложнения многих болезней и спасают жизни. В РФ сегодня тратится на лекарства в амбулаторных условиях за счет средств населения и государства на 15% меньше, чем в новых странах ЕС и в 1,7 раз меньше, чем в старых странах ЕС.

Кто платит за систему всеобщего лекарственного обеспечения Сегодня в РФ государство тратит в амбулаторных условиях 20%, а население соответственно - 80%. В странах ЕС государство тратит более 50%. То есть отсюда следует вывод, что государственные расходы в РФ должны возрасти, чтобы снять бремя расходов с населения. Напомню, что сегодня более 50% населения страны живет на доходы менее 25 тыс. руб. в месяц. Поэтому внедрение такой системы актуально для социальной стабильности в стране. На сколько надо увеличивать в абсолютных величинах государственные расходы? В 2,5 раза минимум, то есть с нынешних 230 до 570 млрд руб. - именно во столько раз меньше государственные расходы на население в новых странах ЕС. Делать это надо поэтапно.

Какие лекарства покупать государству

На этот вопрос должны ответить специалисты по направлениям, а именно корректоры НМИЦ, они же - главные внештатные специалисты Минздрава. Для этого им надо задать вопрос: Чтобы снизить смертность, например, от болезней системы кровообращения на 25% (а именно настолько её необходимо снизить до 2024 г.), какими лекарствами надо лечить и какие категории населения?

Хочу отметить, что в информирование о современных лекарственных технологиях большой вклад внесли фармацевтические компании. Далее организаторы здравоохранения должны вместе со специалистами рассчитать стоимость и расставить приоритеты, так как средств на все может не хватить. А критерий выбора приоритетов - это самые распространенные болезни и тяжесть заболевания.

Итак, цель, диктует какие надо использовать лечебные технологии, а ограниченные средства - необходимость расстановки приоритетов. Тогда наша фармпромышленность будет знать, сколько и чего производить в долгосрочной перспективе. То есть, стратегия лекарственного обеспечения должна быть разработана раньше стратегии фармпромышленности. Из этого вытекает последний четвертый тезис.

Нужна система

Это означает, что должна быть разработана концепция, а затем и сама Национальная лекарственная политика.
Главные положения этой концепции должны определить:
  • какие ресурсы и в каких долях государство тратит на лекарственное обеспечение, 
  • какие лекарственные средства планирует закупать в долгосрочной перспективе,
  • как будет организована система этого обеспечения (бюджет и страхование),
  • как будет сохранен баланс цен - государство нуждается в самых низких ценах, а производители в возможности реинвестировать бизнес,
  • как будет сохранен баланс между инновационными и воспроизведенными препаратами, 
  • какие законодательные и подзаконные акты потребуются для обеспечения этого процесса.

Высшая школа организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), которую я представляю, совместно с компанией "Эрнст энд Янг" ("Ernst & Young") планируем подготовить проект такой концепции. Естественно, важнейшие вопросы о том, чем лечить, будут определять руководители НМИЦ - эта работа инициируется РАН совместно с Минздравом. Обсуждения мы запланировали последовательно на 2-х главных площадках - в Сочи - Первый инвестиционный форум будет посвящен здравоохранению и ПМЭФ, и Фонд Росконгресс предоставит для этого свои аналитические площадки."