Михаил Мишустин на просветительском марафоне "Новое знание" о дистанционном обучении

28 мая 2021
Михаил Мишустин: ... Отношение к дистанционному обучению у меня, я бы сказал, неоднозначное. В нём есть, конечно, и свои безусловные плюсы, но есть и некоторые минусы.

В период карантина переход на такую форму учебного процесса стал вынужденной мерой. Нам было важно не прекращать занятия, но при этом сохранить здоровье преподавателей и студентов. Но все мы понимаем: ничто не заменит живого общения - в лекционной аудитории, в лабораториях и во время семинаров. Сейчас обстановка постепенно улучшается. И об использовании дистанта как единственной формы обучения речь точно не идёт. У нас таких планов нет.

Конечно, развитие дистанционных форм обучения стало одним из самых больших достижений прошедшего года. За время пандемии учебные заведения - от школ до университетов - смогли нарастить свои "цифровые ресурсы". Дополнительное развитие получил федеральный проект "Цифровая образовательная среда". Это очень важная часть национального проекта "Образование". Приобретено современное оборудование, появились качественные электронные материалы для дистанционного обучения. Уверен, что новые технологии в образовании - это всерьёз и надолго. И в ближайшие годы мы планируем внедрить систему цифровой образовательной среды в 75 регионах страны для более чем полумиллиона школьников. К этому времени школы будут иметь онлайн-доступ к цифровым образовательным ресурсам. И конечно, получат необходимое оборудование.

Ещё один плюс. Даже те преподаватели, которые раньше, мягко говоря, не дружили с компьютером, повысили свою цифровую грамотность. И уже появился новый критерий квалификации педагога - умение работать во всех форматах, онлайн и очно.

Теперь лекции лучших преподавателей ведущих вузов могут увидеть миллионы людей. Это помогает повысить качество образования. И в России, с нашими огромными расстояниями, делает обучение более доступным для жителей даже самых дальних регионов.

Отвечая на вопрос: точно мы не будем переводить всю систему образования на дистант. Потому что дорожим тем, что даёт только очная форма преподавания, взаимодействие между учителем и учеником. Да и качество обучения неизбежно пострадает, например в инженерных и естественно-научных специальностях или в медицинских вузах. Как можно обойтись без лабораторных работ? Есть вопросы и по организации контроля за сдачей экзаменов. Честно признаемся: немногие студенты устоят перед искушением использовать шпаргалку на онлайн-экзамене.

Так что, мне кажется, здесь нужно найти разумный и необходимый баланс между всеми формами обучения. И сохранить личный контакт ученика и учителя.