Татьяна Голикова провела заседание Совета по вопросам попечительства в социальной сфере. Тема: об образовании людей с инвалидностью

09 июля 2021

Участники заседания обсудили меры по повышению доступности всех уровней образования для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также вопросы профориентации и трудоустройства.

Открывая заседание, вице-премьер Татьяна Голикова напомнила, что в настоящее время в России проживает более 11,5 миллиона человек с инвалидностью, в том числе свыше 700 тысяч детей и 900 тысяч молодых инвалидов в возрасте от 18 до 35 лет.

"Для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью получение образования - это не только получение будущей профессии, но и социализация, и достойный уровень жизни", - подчеркнула вице-премьер.

Татьяна Голикова отметила, что все 119 тыс. образовательных организаций различных уровней, которые действуют в России, обязаны обеспечивать соблюдение прав инвалидов и лиц с ОВЗ. "Оценка соблюдения прав проводится ежегодно в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации при осуществлении мониторинга системы образования. Как мы видим, ситуация меняется. Может, не такими быстрыми темпами, как нам всем того хотелось бы, но тем не менее мы отмечаем положительные изменения в этом направлении", - отметила она.


Дошкольное образование

По словам Татьяны Голиковой, из 7,4 миллиона детей, посещавших дошкольные учреждения в 2020 году, 545 тысяч (более 7%) - это дети с ОВЗ и инвалидностью. Специальные условия обучения были созданы в 8,1 тыс. организаций (21% от их общего числа), а также в 44,1 тыс. групп комбинированной и компенсирующей направленности. Вице-премьер обратила внимание, что на начало 2021 года численность детей с ОВЗ или инвалидностью, не обеспеченных местом в группах, уменьшилась на 24%, составив 2,5 тысячи человек. Вместе с тем Татьяна Голикова уточнила, что на данный момент в детских садах страны свободно свыше 25 тыс. мест для детей с особыми потребностями. Это связано в первую очередь с особенностями выбора родителей, которые по разным причинам предпочитают те или иные учреждения другим.

По словам Татьяны Голиковой, уменьшению дефицита мест и созданию доступной дошкольной среды в том числе способствует реализация нацпроекта "Демография", в рамках которого уже введено в эксплуатацию 1100 детских садов на 167 тыс. мест.


Основное общее образование

На конец 2020 года в российских общеобразовательных организациях обучались из 17 миллионов школьников около 840 тысяч детей с ОВЗ или инвалидностью. При этом 56% таких детей получали образование совместно со здоровыми сверстниками.

Татьяна Голикова напомнила, что в рамках нацпроекта "Образование" ведётся строительство новых школ. "К 2024 году мы введём 1 млн новых мест в школах. Так же, как и в случае с детскими садами, все объекты строятся с учётом их доступности для инвалидов", - сообщила зампред Правительства.

Кроме того, на данный момент обновлена инфраструктура четверти коррекционных школ страны, а до 2024 года федеральное финансирование на эти цели получат ещё 900 подобных образовательных организаций.

Татьяна Голикова добавила, что обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью демонстрируют хорошую образовательную подготовку, а по ряду предметов имеют более высокие результаты ЕГЭ, чем их обычные сверстники. "Так, например, в 2020 году участники ЕГЭ с инвалидностью показали более высокие результаты по физике, истории, обществознанию", - рассказала вице-премьер.


Среднее профессиональное и высшее образование

Татьяна Голикова отметила, что в 83 регионах России действует 121 базовая профессиональная организация, обеспечивающая поддержку функционирования региональной системы профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ. Кроме того, функционируют 40 ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) в системе среднего профессионального образования и 21 аналогичный центр в системе высшего образования.

"Здесь мы, к сожалению, фиксируем большее количество проблем, чем в тех уровнях образования, о которых я рассказала выше", - констатировала вице-премьер.

Среди них, по её словам, сохраняющийся дефицит кадров для работы с детьми-инвалидами. "Несмотря на то что численность таких специалистов в 2020 году увеличилась и составила 135 тысяч человек, потребность в них на начало года составляла более 10 тысяч", - пояснила Татьяна Голикова.

Помимо прочего, инфраструктура организаций среднего профессионального образования остаётся неразвитой для обучения людей с ОВЗ и инвалидностью. Доля таких студентов в организациях СПО составила в 2020 году лишь около 1%. "Это как раз говорит о том, что инфраструктура и кадровый состав этих учреждений не совсем готовы к работе с такими детьми. Вы знаете, что в рамках нацпроекта “Образование” ведётся работа по оснащению 5 тыс. мастерских и подготовке соответствующих мастеров производственного обучения. Безусловно, это тоже поможет решению проблемы", - заявила зампред Правительства.

В высших учебных заведениях студенты с инвалидностью представлены ещё меньше, чем в средних профессиональных. В настоящее время речь идёт лишь о 28 тысячах инвалидов, или 0,7% от общей численности студентов вузов. При этом Татьяна Голикова упомянула, что в прошлом году вузы на 16% увеличили расходы на обучение студентов с инвалидностью, почти половину затрат составили технические средства реабилитации.


Трудовая занятость

Как рассказала Татьяна Голикова, на 1 апреля текущего года из 4,4 миллиона человек с инвалидностью трудоспособного возраста, проживающих в России, были трудоустроены лишь 25% (1,1 миллиона человек).

15 октября 2020 года Правительством утверждён план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2021-2024 годы. Для поддержки выпускников вузов с ОВЗ разработан Комплекс мер по содействию трудоустройству завершивших обучение в 2020 году, и эта работа продолжается.

Завершая заседание, вице-премьер предложила разработать межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, включив в него мероприятия по профориентации и занятости с учётом проработки поступивших предложений членов совета. Для разработки документа при участии членов совета будет создана межведомственная рабочая группа. Ожидается, что план будет утверждён не позднее 1 сентября.