Президент провёл очередное совещание с членами Правительства о дополнительных мерах по ускорению экономического роста и повышению доходов населения

25 сентября 2019

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги! <....> У нас основная тема «О дополнительных мерах по ускорению экономического роста и повышению доходов населения» понятно сформулирована, потому что сам экономический рост – это не самоцель, а важен конечный результат – повышение доходов граждан.

В этой связи, напомню, мы договаривались о некоторых конкретных мерах в этом направлении уже сейчас. А именно: с 1 октября должны быть проиндексированы 4,3 процента заработной платы работников госучреждений социальной сферы и некоторых других категорий работников, на которых не распространяется соответствующий майский указ.

С 1 января 2020 года должен вырасти МРОТ на 850 рублей, это рост 7,5 процента, он должен достичь 12 130 рублей в месяц.

Затем также с 1 января должны быть проиндексированы страховые пенсии неработающих пенсионеров на 6,6 процента.

С 1‑го же января должно быть увеличено число семей, получающих выплаты на первого и второго ребёнка. Количество таких семей увеличится, как мы и договаривались, должно увеличиться с 45,7 процента до 68 процентов таких семей. Кроме того, семьи будут получать эти деньги, эти выплаты до достижения ребёнком трёхлетнего возраста. Надеюсь, что это действенная мера.

Теперь по повышению денежного довольствия военнослужащих и военных пенсионеров. С 1 октября должно быть проиндексировано денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц, а общий рост военных пенсий должен составить 6,3 процента.

Хотел бы услышать от коллег, насколько Правительство готово сегодня к проведению этих мероприятий.

Пожалуйста, начнём с Топилина, а потом попрошу Антона Германовича Силуанова прокомментировать.

Прошу Вас.

М.Топилин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники совещания!

Как Вы сказали, с 1 октября пройдут плановые мероприятия этого года. На 4,3 процента, это соответствует инфляции прошлого года, как и было запланировано в федеральном бюджете, будет произведена индексация заработной платы тех категорий работников бюджетной сферы, которые не попадают под майские указы 2012 года. Какие это категории? Прежде всего в сферах образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры. Это те работники, которые осуществляют вспомогательные функции, технический персонал, управленческий персонал, также это повышение коснётся ряда бюджетных организаций, которые относятся к таким отраслям, как водное хозяйство, сельское хозяйство, ветеринарная служба, охрана природы. В целом таких работников, Владимир Владимирович, два миллиона человек, и в федеральном бюджете на эти цели предусмотрено 9,1 миллиарда рублей. Распоряжение Правительства по этому мероприятию принято, и все федеральные органы готовы эту задачу реализовать.

Как Вы сказали, денежное довольствие военнослужащих и сотрудников силовых структур с 1 октября тоже на уровень инфляции прошлого года – 4,3. Что касается пенсий, то опережение на 2,2 процентных пункта – 6,3 процента. Также все необходимые подготовительные мероприятия осуществлены, и деньги в бюджете предусмотрены.

Безусловно, важно отметить, что это будет только первый этап мероприятий. Второй этап этих мероприятий в соответствии с законодательством – это 1 января 2020 года. Правительством уже одобрен проект федерального закона вместе, в пакете с федеральным бюджетом о повышении минимального размера оплаты труда – 12 130 рублей. Это то, что соответствует ста процентам прожиточного минимума. Та норма, которую мы установили год назад, выполняется, и эта тенденция будет обеспечена в полном объёме. Повышение МРОТ коснётся порядка 3,2 миллиона человек, а рост составит 7,5 процента, что в принципе в два раза, даже чуть больше превышает инфляцию.

Средства в федеральном бюджете, я сказал, что этот закон пойдёт параллельно в Государственную Думу, предусмотрены в полном объёме вместе с бюджетами субъектов Российской Федерации. На повышение потребуется более 20 миллиардов рублей.

Также с 1 февраля следующего года по действующему законодательству будут увеличены ежемесячные денежные выплаты всем льготным категориям: начиная от Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и для всех ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов, чернобыльцев. Пока мы предполагаем, что это 3,8 процента, эта та фактическая инфляция, которая сложится по итогам 2019 года. У всех льготных категорий произойдёт индексация выплат. Таких людей у нас порядка 16 миллионов человек.

Важно отметить, что в следующем году – в федеральном бюджете мы эти средства предусмотрели – восстанавливается индексация материнского семейного капитала. Он составит с 1 января уже 466,6 тысячи рублей. Это рост на 3,8 процента, средства тоже предусмотрены в федеральном бюджете.

Что касается детских пособий, о которых Вы сказали, это продление срока получения пособия на первого и второго ребёнка до трёх лет, то, если говорить о размерах, это будет в среднем в следующем году, так как это равно прожиточному минимуму в субъектах, около 12 тысяч рублей. Если говорить о трёх годах, обо всём периоде получения этого пособия, то семья будет получать за три года 430 тысяч рублей. В принципе достаточно значительная сумма. В бюджете следующего года на эти цели предусмотрено дополнительно по сравнению с текущим годом 91 миллиард рублей, то есть это фактически утраивает финансовое обеспечение этих расходов.

И ещё одна дополнительная мера, которая предусмотрена в федеральном бюджете, это Ваше поручение: в Уральском и Сибирском округах пособие на третьего ребёнка будет платиться во всех регионах без исключения. То есть в Республике Алтай, в Республике Тыва, Тюменской области, Ханты‑Мансийском округе, Ямало‑Ненецком округе будет введено пособие, которое в этом году там не платилось.

То, что касается пенсий – 6,6 процента с 1 января. Это повышение коснется 31 миллиона неработающих пенсионеров. Проект закона о бюджете Пенсионного фонда также одобрен на заседании Правительства, все необходимые ресурсы в нём для этого мероприятия предусмотрены.

Спасибо.

В.Путин: Хорошо.

Антон Германович, прошу Вас.

А.Силуанов: Владимир Владимирович, все Ваши поручения обеспечены ресурсами. Мы рассматривали проект бюджета на прошлой неделе на Правительстве. Все необходимые средства на повышение пенсий, пособий, пенсий военнослужащим, сотрудникам учтены в тех объёмах, которые соответствуют законодательству.

В.Путин: И для военных пенсионеров 6,3 процента.

А.Силуанов: 6,3 процента.

В.Путин: Хорошо. Спасибо.

Перед тем как мы послушаем Министра экономического развития, хотел бы два слова вот о чём сказать. Правительство приняло прогноз социально‑экономического развития до 2024 года. На этой базе был сформулирован проект бюджета. В соответствии с прогнозом в 2021 году прирост ВВП должен превысить три процента. То есть, как мы и ставили задачу, должен быть выше среднемирового.

Но чтобы такую задачу решить, совершенно очевидно, необходимо добиться перелома в части инвестиций в основной капитал. Их прирост должен увеличиться более чем в два раза: с текущих двух процентов до пяти процентов уже в следующем году. Это очень непростая, я бы даже сказал, амбициозная задача, достаточно трудная к реализации.

Но мы с вами, имею в виду прежде всего сейчас коллег из экономического блока Правительства, постоянно, в том числе и с участием руководства Центрального банка, регулярно, во всяком случае, эти темы обсуждаем и ищем совместно наиболее оптимальные решения для реализации этой главной задачи – обеспечить экономический рост и на этой базе рост доходов граждан.

Я ещё в июле, по‑моему, просил вас подготовить соответствующие предложения. Надеюсь, сегодня услышать эти предложения, сформулированные в практическом варианте для практической реализации, с тем чтобы мы уже поставили точку в дискуссии и сказали, что планируется Правительством делать, для того чтобы эта задача была безусловно решена.

Пожалуйста.

М.Орешкин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Если смотреть последнюю статистику, то она говорит нам о некотором восстановлении темпов роста до примерно 1,6–1,7 процента в начале третьего квартала, но здесь есть, во‑первых, амбициозные задачи, про которые Вы только что сказали, во‑вторых, есть риски, наоборот, не ускорения, а замедления экономики в ближайшие 12 месяцев. Это, конечно, нужно адресовать уже сейчас. Понятно, что есть факторы, которые от нас не зависят.

У нас в этом году рост мировой экономики опустится до минимального уровня кризисного 2009 года. Он окажется немногим больше 2,5 процента. Но одна из ключевых проблем, которую мы видим сейчас, – это внутренняя краткосрочная проблема замедления кредитной активности нашей банковской системы. Если замедление потребительского кредита у нас является абсолютно правильным трендом, позволяет снижать темпы роста долговой нагрузки населения и избежать большей беды в дальнейшем, то, к большому сожалению, мы видим сейчас серьёзное замедление активности по другим направлениям кредита. Так, у нас, например, рост ипотечного портфеля за 12 месяцев замедлился: в феврале это значение было 1,3 триллиона рублей, сейчас по итогам августа это 1,1 триллиона рублей. Это, повторю, происходит на фоне замедления других видов кредита.

В июле-августе мы на Ваших совещаниях, которые Вы только что упомянули, много спорили на тему ожидаемых трендов инфляции. Сейчас мы видим, что инфляция будет уже ниже четырёх процентов целевого значения в начале октября, уйдёт где‑то примерно до 3,6 процента в этом году и ниже трёх процентов в первом квартале следующего года. Она снижается даже быстрее тех ожиданий, которые я озвучил в июле этого года.

В.Путин: Это отчасти понятно, потому что мы знаем «навес», который образовался в результате недостаточно энергичной работы по реализации планов в нацпроектах, а Центральный банк в ожидании 700 миллиардов немножко «подкрутил» макроэкономические показатели. Результат: инфляция ниже целевых показателей.

М.Орешкин: Здесь на самом деле не совсем такая ситуация. Я постараюсь объяснить почему.

В.Путин: Я знаю, слышал ваши дискуссии. Извините, что Вас перебил, пожалуйста.

М.Орешкин: Если говорить про бюджетные расходы, то у нас смещены вправо в основном расходы капитального характера. Они как раз на краткосрочную инфляцию оказывают наименьшее влияние. Все текущие расходы выполняются полностью по графику, идёт общий рост расходов. Поэтому в части текущих расходов, в части потребительского спроса бюджет профинансировал всё, что он должен был профинансировать.

Действительно, есть определённый «навес». Это проблема, но, ещё раз повторю, наша оценка, что влияние на инфляцию этого фактора носит очень ограниченный характер. В любом случае в конце этого года эти деньги дойдут до экономики. То, что мы увидим в начале следующего года, будет уже с учётом всех этих тенденций.

В.Путин: У меня только одна просьба и к Председателю Правительства: я Вас, Дмитрий Анатольевич, прошу это контролировать. Просто если отрасль к чему‑то не готова, не нужно забрасывать их деньгами. Нужно направлять такой объём средств в экономику, который эффективно начнёт работать, а не будет приводить просто к повышению цен.

Д.Медведев: Нужно всё это переварить.

М.Орешкин: Эта история касается на самом деле только краткосрочных проблем роста. Это вопрос конца этого года – первой половины следующего года. Понятно, что поставленной цели в три процента, конечно, невозможно достичь без дополнения краткосрочной политики рядом структурных долгосрочных мер. Именно этим мерам посвящён тот план, который сейчас нами представлен. Вы поручили Правительству до 15 октября такой план подготовить. Мы ещё в начале сентября эту версию разослали. Сейчас находимся в активной фазе согласования с коллегами из Центрального банка, из Администрации Президента того, что в этот план погружено.

Хотел бы сейчас остановиться на ключевых направлениях, которые считаю максимально важными с точки зрения долгосрочного экономического роста.

Первый блок касается активизации инвестиций на региональном уровне. Мы здесь предлагаем пойти на такое, я бы сказал, «умное» снижение налога на прибыль для компаний, которые активно инвестируют.

Что имеется в виду? У нас уже в Налоговом кодексе введено понятие инвестиционной налоговой льготы, которое означает следующее, что компания, которая инвестирует, может в период инвестиций, в период постановки основных средств на баланс снизить объём выплат по налогу на прибыль.

У нас это право предоставлено регионам. Регионы по понятным причинам не торопятся вводить эту льготу, потому что на первом этапе – первый-второй год – по данной льготе происходит выпадение доходов регионов, увеличение бюджетного дефицита. Это, с одной стороны, не всегда позволяется Минфином с точки зрения заключённых межбюджетных соглашений.

Во-вторых, регионы боятся брать на себя этот краткосрочный риск, опасаясь, что они не сумеют пройти период выпадения доходов. И когда доходы по новым проектам начнут поступать, к сожалению, у руля уже могут оказаться другие главы регионов по этой проблематике.

Вторая история, которая также попала под определённые снижения за последние несколько лет, – это инвестиции в инфраструктуры регионов. Да, у нас есть сейчас комплексный план магистральной инфраструктуры, есть национальные проекты по безопасным и качественным дорогам, которые активно наращивают инвестиции в точечные магистральные проекты и в дорожную сеть в целом по стране. Но, очевидно, потребности в дополнительных инвестициях в инфраструктуру в регионах остаются очень большие. Обе такие меры означают увеличение дефицитов региональных бюджетов, поэтому абсолютно необходимо их подкрепление через предоставление ресурсов с федерального уровня.

Мы у Дмитрия Анатольевича вчера собирались, обсуждали возможные здесь развилки. Сейчас находимся в завершающей стадии обсуждения конкретных источников и формы финансирования таких программ.

Увеличение таких региональных инвестиций, особенно в первой половине следующего года, нам кажется крайне необходимым, для того чтобы, с одной стороны, не получить замедления темпов экономического роста и, с другой стороны, чтобы заложить долгосрочный фундамент для ускорения темпов роста. Вы правильно сказали про цифры ускорения инвестиций до пяти процентов в следующем году, нам нужно показать рост семь процентов в 2021 году. Это означает, что действовать нужно уже сейчас и формировать такого рода инвестиционные программы.

Второй блок мероприятий направлен на восстановление доверия предпринимателей к власти, здесь выделяется четыре ключевых блока.

Первая очень важная задача – это реформа контрольно-надзорной деятельности. Как вы знаете, у нас установлены сроки этой реформы в 2021 году, проведение «регуляторной гильотины», принятие нового законодательства, которое будет всю сферу контроля и надзора переводить на рискориентированный подход. Но здесь уже сейчас делаются конкретные шаги. Дмитрий Анатольевич в начале сентября объявил о пилотном проекте по отмене актов, принятых в советском периоде. В ближайшие четыре месяца они должны быть пересмотрены и заменены более современными актами, это очень важная задача.

Плюс второе направление – это проведение пилотных проектов по отдельным отраслям. В сфере общепита мы с коллегами подготовили так называемую «белую книгу», которая показывает тот, по мнению и бизнеса и нас, необходимый набор требований, который важен с точки зрения безопасности, но не содержит при этом каких‑либо дополнительных избыточных норм. Мы сейчас планируем упрощённый порядок надзора за сферой общепита. Специально исключили оттуда общепит, связанный с детьми, как особо опасную зону, особо рисковую зону. Оставляем простой общепит. В пилотном режиме он будет тестироваться в Москве, в Казани и в Калининграде. В начале следующего года, если этот режим будет признан успешным, его можно будет распространить на всю страну.

Отдельное направление – это работа по снижению административных барьеров. В Правительстве сформирован в этом году механизм трансформации делового климата. Они решают большое количество административных барьеров, которые есть в разных отраслях и по разным направлениям. Одно из следствий работы по данному направлению – мы ожидаем, что в этом году Россия может дальше продолжить улучшать свою позицию в том же рейтинге Doing Business Всемирного банка.

Третье направление – это создание предсказуемых условий с точки зрения регуляторики. Сейчас в Правительстве в завершающей стадии находятся два законопроекта: один предполагает гарантию стабильных регуляторных и части налоговых условий для предприятий, осуществляющих инвестиции; второй предполагает понятные принципы тарифообразования. Эти две вещи крайне важны, для того чтобы предприниматель, который реализует тот или иной инвестиционный проект, имел понимание, как будет развиваться ситуация с регулированием, с тарифами в среднесрочной перспективе.

Четвёртая, очень важная история связана с восстановлением доверия предпринимателей к правоохране и судам. Я это говорил у Вас на совещаниях и ещё раз повторю: без изменения тренда здесь – а, к сожалению, по опросам предпринимателей, тренд в последние несколько лет носит негативный характер – получить позитивный результат в целом по инвестиционной активности будет очень трудно.

Третий блок мер связан с обеспечением инвестиционного процесса необходимым финансированием. Мы здесь говорим о необходимости скорейшего внедрения новых инструментов долгосрочных сбережений населения. Сейчас Министерством финансов представлен проект так называемого гарантированного пенсионного продукта, очень важная история. Мы говорим о формировании новых механизмов коллективного инвестирования, для того чтобы аккумулировать ресурсы крупных акционеров наших сырьевых и других компаний в специальные фонды, инвестирующие в другие сектора экономики. Чтобы это было для них удобно и позволяло получать ту доходность, которую сейчас, например, получают иностранные инвесторы, которые пользуются механизмом того же РФПИ, инвестируя в проекты на территории Российской Федерации.

Важное направление того, что может подстегнуть инвестиционную активность как раз в сырьевых и металлургических компаниях, – это ускоренное внедрение наилучших доступных технологий. Здесь постепенно идёт движение вперёд, но опять же это то, что может дать конкретный результат в виде увеличения инвестиционной активности. Понятно – то, что у нас обсуждалось в четверг на Военно-промышленной комиссии, – это создание условий для инвестиций в предприятиях ОПК, это вопросы, связанные с задолженностью. И как раз, например, введение инвестиционной налоговой льготы для предприятий этого сектора могло бы позволить дополнительный ресурс сделать возможным. При прибыли примерно в 200 миллиардов порядка 40 миллиардов в год – это то, что может высвободиться для дополнительных инвестиций.

В целом план содержит восемь разделов. Там есть истории, которые обсуждались, и с цифровизацией трудовых взаимоотношений, дополнительные меры по снижению структурной безработицы, вопросы проактивной миграционной политики, внешнеэкономической политики, очень важная история с реализацией технологической повестки. Акцент на то, что будет давать максимальный эффект на экономическую динамику, будут давать программы внедрения искусственного интеллекта и роботизации в экономику. Есть вопросы, связанные с повышением эффективности естественных монополий, отраслевых программ, ещё целый список мер. Повторю, что мы продолжаем сейчас его согласование. У нас срок, установленный Вами, – 15 октября, но уже сейчас план находится в довольно зрелой стадии.

Спасибо большое.

В.Путин: Мы на Комиссии по ВПК говорили о рентабельности предприятий ВПК. Нужно к этому вернуться. Дмитрий Анатольевич, я Вас прошу тоже.

Д.Медведев: Хорошо.

В.Путин: Без решения этого вопроса мы постоянно будем генерировать проблемы, связанные с задолженностью предприятий ВПК, вот в чём дело.

Коллеги, спасибо.

Источник: http://kremlin.ru/events/president/news/61643