O ходе выполнения мероприятий, направленных на развитие сельских территорий и улучшение качества жизни жителей села, в рамках реализации нац.проектов. Совещание Дмитрия Медведева в Алтайском крае

13 Ноября 2019

Из стенограммы:

Д.Медведев: Сегодня мы собрались здесь, в Алтайском крае, чтобы обсудить, как реализуются национальные проекты, связанные с развитием села. Алтайский край сам по себе сельский, здесь чуть меньше половины населения проживает в сельской местности, поэтому ситуация показательна. Хотя мы будем говорить не только про Алтайский край, но и про развитие в целом сельских территорий. В конце года состоится Государственный совет по сельскому хозяйству и развитию сельских территорий. Так что наше совещание является одним из элементов подготовки Государственного совета, включая проработку новых решений, которые могут последовать.

Сегодня российская деревня – это 37 миллионов 300 тысяч человек, то есть практически четверть населения страны живёт в деревне (в Алтайском крае, как и в некоторых других территориях, живёт больше). Наша задача заключается в том, чтобы создать нормальные условия жизни. Мы сейчас гуляли по селу, смотрели, как здесь всё устроено. Понятно, что хватает проблем, есть и изменения, связанные с обустройством сельской территории, появлением спортивных сооружений, мест для отдыха детей. Но проблем всё равно хватает. Мы действуем в рамках Стратегии устойчивого развития сельских территорий, она рассчитана до 2030 года, и, конечно, в рамках национальных проектов.

Важно, чтобы работа по сельским территориям шла в комплексе. Со следующего года у нас будет действовать новая государственная программа комплексного развития сельских территорий. На 2020 год на государственную программу в федеральном бюджете мы заложили около 36 млрд рублей. Деньги прежде всего пойдут на создание условий для обеспечения сельских жителей доступным и комфортным жильём, на развитие рынка труда, создание инфраструктуры на селе. Посмотрим, как будет идти работа по этой программе, я эту тему и с коллегами по Правительству обсуждал, и с депутатами Государственной Думы, и с руководителями регионов. В случае если всё будет развиваться успешно, в следующем году на реализацию программы добавим дополнительные средства. Хотя цифра, которая в настоящий момент зафиксирована в проекте закона о государственном бюджете, в два раза, даже чуть больше, выше, чем изначально планировалось. Но думаю, что всё равно придётся добавлять.

Государственная программа должна быть увязана с результатами и мероприятиями национальных проектов. Всё это надо прорабатывать вместе ведомствам, которые отвечают за развитие сельскохозяйственного производства, – Минсельхозу, Минфину, Минэкономразвития.

Реализация программы принесёт пользу только в том случае, если будут конкретные результаты. Они тоже нам всем понятны – это новые фельдшерско-акушерские пункты, врачебные лаборатории, мобильные медицинские комплексы, школы, детские сады, отремонтированные дома культуры. Мы находимся в одном из таких домов культуры. Понятно, что он достаточно старый, был создан в 1960-е годы, тем не менее его приводят в порядок. Такая работа должна вестись практически повсеместно.

Просил бы всех присутствующих обратить внимание в этой работе на ряд моментов. Начну по сферам. По поводу образования. Очевидно, что школы и детские сады на селе – это первостепенная задача, но строятся они недостаточно быстро. Есть регионы, где стройка только началась, хотя год уже подходит к концу. Это в целом недопустимо по любым направлениям, в том числе по образованию.

По поводу медицины. ФАПы. Задача тоже важнейшая. Они вводятся в строй, но далеко не везде это происходит на системной основе, не везде закупаются мобильные медицинские комплексы – там, естественно, где на это деньги выделены, речь идёт о ситуации, когда деньги уже есть, а решения не принимаются. Мы говорили об этом в середине октября на президиуме совета (Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам), все необходимые поручения мною были даны, в ближайшее время жду доклад о том, как эта проблема решается.

Не у всех медицинских организаций есть качественное подключение к интернету. Но здесь работа только разворачивается. Дам по итогам нашего совещания поручение Министерству цифрового развития предусмотреть мероприятия в национальной программе «Цифровая экономика» по подключению социальных объектов к сети и, конечно, регулярно проводить анализ качества доступа этих объектов к интернету.

Есть ещё одна тема, связанная с развитием сельских территорий, – санитарная авиация. Она весьма актуальна в таких регионах, как Сибирь, Дальний Восток, где расстояния огромные и зачастую просто нет дорог. Поэтому с начала года уже выполнено 6,5 тыс. вылетов, доставлены в медицинские учреждения около 9 тысяч человек. Это в целом показатель неплохой – хотя бы потому, что эти цифры существенно выше, чем были совсем недавно. Но понятно, что цифры могли бы быть лучше. Не везде есть взлётно-посадочные площадки, которые были бы рядом с больницами. Тем не менее действовать здесь нужно.

Если говорить о местной ситуации, то в Барнауле в течение последних десяти лет расширяется медицинский кластер, есть ресурсы, чтобы оказывать помощь людям по различным профилям. Но взлётно-посадочной площадки, насколько я знаю, на территории этого медицинского кластера нет. Этим, конечно, нужно заняться, потому что здесь действительно без вертолётов не обойтись. Надо ситуацию проанализировать, посмотреть, где можно ускорить строительство этих площадок, привязать их к медицинским учреждениям и, естественно, посмотреть источники финансирования. Поручение такое я дам.

И кадровый вопрос. На селе всегда он стоял остро. Сегодня мы строим поликлиники, больницы, школы, открываем спортивные клубы, дома культуры. И это хорошо. Но работать там зачастую некому.

Есть современное оборудование, а специалистов, которые могли бы на нём работать, не хватает. Поэтому системная работа по привлечению кадров на село остаётся ключевой задачей. Эта задача комплексная, её призывами не решить – даже в советские времена это не всегда помогало, а тем более сейчас. Она должна решаться применительно к каждому конкретному региону, потому что везде есть специфика. Даже присутствующие здесь коллеги рассказывают: в Новосибирске ситуация одна, в Алтайском крае – другая, в Республике Алтай – третья. Хотя это близкие территории, на машине можно проехать достаточно быстро. И всё равно есть специфика. Она есть и в масштабах страны. Поэтому нужно готовить предложения, как мы сможем привлекать квалифицированных специалистов, но именно в разрезе конкретных регионов. И такие рекомендации, а также предложения по стимулированию – оно может быть финансовым стимулированием и решением социальных вопросов – тоже готовить в таком ключе.

И последнее, что хочу сказать. Мы выделяем деньги регионам из федерального бюджета на базе софинансирования. В некоторых регионах в процессе работы стоимость объектов увеличивается. И это, к сожалению, распространённая история. Это требует дополнительных средств из местных бюджетов. Такая нагрузка не всегда по силам регионам. Нужно эту ситуацию тоже в комплексе проанализировать, почему такое удорожание происходит. Наверное, где-то это и оправданно, но всё равно надо разобраться, почему такое удорожание в целом ряде регионов. Понятно, что оно сразу же осложняет работу.

Для экономии региональных средств предлагается проводить государственные закупки в рамках национальных проектов централизованно. Мы такую возможность на следующий год предусмотрим и для развития сельских территорий. И проанализируем, что можно сделать, чтобы закупочные процедуры на региональном и муниципальном уровнях были более эффективными.

Давайте послушаем теперь коллег, которые отвечают за отдельные отрасли и за отдельные направления улучшения качества жизни на селе. И потом обменяемся мнениями. <...>

В.Томенко:  Назову несколько основных результатов, которые мы ожидаем по итогам 2019 года с точки зрения реализации национальных проектов в Алтайском крае.

В качестве главных итогов нашей работы в 2019 году, которые касаются жителей практически всего края, я бы выделил следующие. Будет отремонтировано 480 км автомобильных дорог по национальному проекту. Всего в крае отремонтировано и приведено в соответствие с нормативами 900 км дорог, из них 480 – по национальному проекту. Это наши агломерации, и это средства, полученные в этом году на системные меры. Строительство 10 детских садов на 2515 мест в течение этого года будет завершено, они запустятся в эксплуатацию после лицензирования в начале следующего года. Введена в эксплуатацию школа в Барнауле на 550 мест. Это всё сделано в рамках национального проекта «Образование». Приобретено современное медицинское оборудование для четырёх сосудистых центров, трёх онкодиспансеров и 41 детского отделения наших поликлиник. Построено шесть ФАПов: три – непосредственно по национальному проекту «Здравоохранение», три – по нашей программе устойчивого развития сельских территорий, которая сейчас завершается. Более 150 человек у нас до конца года, прогнозируемая цифра, –эвакуированы с помощью санавиации для спасения жизни. Это тоже в рамках национального проекта «Здравоохранение».

Когда мы говорим о результатах реализации национальных проектов, очень часто останавливаемся на вещественной стороне дела: построили это, приобрели то. Но большая работа делается в отношении отдельных категорий граждан. Например, я бы это тоже отнёс к важным ожидаемым итогам нашей работы в 2019 году, около 30 тысяч семей, у которых родились первые или третьи и последующие дети, по национальному проекту «Демография» получили ежемесячные денежные выплаты. Они у нас составляют более 9800 рублей на одного ребёнка. До 34% возрос охват жителей старшего возраста, а их в крае более 750 тысяч человек, профосмотрами. До нацпроекта мы выходили на 25% – по факту прошлого года. То есть это направление тоже усилилось. 11,5 тысячи онкобольных пролечено на основе современных методик в круглосуточном стационаре и ещё 6,5 тысячи – в дневном стационаре. Капитально отремонтировано 9 спортзалов в сельских школах, 10 сельских школ получили современное спортивное оборудование и инвентарь. Приобретено оборудование – мы сейчас на спортивной площадке побывали, Дмитрий Анатольевич, я докладывал, – 25 комплексов для сельских спортивных площадок. Это наиболее значимые результаты наших социальных проектов.

Сейчас опускаю национальные проекты в области инфраструктуры и экономического развития, которые реализованы в крае, и хотел бы исходя из того, что так результативно работают наши национальные проекты, остановиться на некоторых предложениях, которые, на наш взгляд, могли бы повысить эффективность, усилить отдачу принимаемых нами мер как раз в привязке к улучшению жизни, повышению уровня жизни в наших сельских территориях. У меня несколько предложений, некоторые уже прозвучали, тем не менее их коснусь. Что касается ФАПов. В следующем году в соответствии с нашими планами реализации национального проекта «Здравоохранение» завершается процесс, когда мы их строим по нацпроекту. При этом в Алтайском крае эта задача ещё не завершена. 855 ФАПов всего в Алтайском крае, из них примерно 200 нуждаются либо в серьёзном капитальном ремонте, либо, может быть, нужно взамен их построить новые. И это было бы правильнее. Поэтому пролонгация мероприятий по созданию и замене ФАПов на период до 2024 года, то есть на период действия национального проекта, на наш взгляд, позволила бы повысить доступность первичной медико-санитарной помощи для сельчан. Это одно предложение.

В рамках федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» как элемента национального проекта «Здравоохранение» в Алтайском крае в четыре сосудистых центра поступило новое оборудование – хорошее, дорогое, современное. Но, к сожалению, сети сосудистых центров, которая у нас сегодня есть, недостаточно, чтобы оптимально выстроить работу. Нам надо создавать новые. А под создание новых сосудистых центров по нацпроекту сегодня приобрести оборудование невозможно, – только в действующие. Если бы была возможность рассмотреть включение и вновь создаваемых сосудистых центров – естественно, по согласованной методике, плану, – то это тоже бы нам позволило решать целый ряд вопросов для жителей сельских территорий.

Ещё один очень важный вопрос, связанный с доступностью медицинской помощи, мы сегодня тоже его коснулись, – обеспечение больниц необходимым транспортом. У нас хорошо работает скорая помощь, 335 автомобилей скорой помощи в Алтайском крае работает. Но есть ещё около 100 автомобилей неотложной помощи. В связи с тем, что она выезжает непосредственно к больным на дом, не занимается их транспортировкой в лечебные учреждения, неотложка, по сути, обходится в три с половиной раза дешевле, чем выезд скорой помощи. Это направление пока нацпроектом «Здравоохранение» никак не поддерживается. Если рассмотреть данный вопрос как элемент укрепления этого направления, то тоже можно было бы повысить эффективность реализации принимаемых нами мер. <...>

В рамках мероприятий по информатизации ещё одно предложение. Предусмотрено подключение к интернету более 2,5 тыс. социально значимых объектов у нас – это ФАПы, школы, профучилища, органы местного самоуправления, пожарные части, территориальные избирательные комиссии, целый ряд. К сожалению, пока не попали в этот перечень типы социально значимых объектов, которые тоже для села очень важны. Филиалы школ. У нас филиалов много, школ в крае 1100 примерно, а юридических лиц 700, то есть 400 – это филиалы. Как раз они, к сожалению, выпали из перечня. В юридическое лицо, то есть в базовую школу, мы подводим интернет, а в филиалы – нет. Библиотеки, детские сады, дома культуры, дома престарелых и детские дома – посмотреть заново этот перечень было бы перспективно для решения наших проблем и включения в федеральный проект по цифровой экономике.

Последнее, может быть, уже за рамками национальных проектов, на что тоже хотел бы обратить внимание. Программа комплексного развития сельских территорий принята, со следующего года она начнёт работать. Мы жили по программе устойчивого развития сельских территорий. Хорошо работала составляющая, которая касается транспортного обеспечения и строительства автомобильных дорог на селе. Там существовали определённые требования, что дорога должна вести до производственного пункта или первого значимого социального объекта. Предлагается в рамках программы дать возможность привести в нормативное состояние дорожное полотно всей улицы, на которой расположены такие объекты, а также благоустроить пешеходные зоны.

Т.Яковлева (первый заместитель Министра здравоохранения): 

Показатели ожидаемой продолжительности жизни сельского населения пока отстают от аналогичных показателей городского, однако рост продолжительности жизни на селе в период с 2014 по 2018 год составил 2,2, в тот же самый период продолжительность жизни городского населения выросла на 1,9 года. Поэтому темпы роста ожидаемой продолжительности жизни сельского населения свидетельствуют о высоком потенциале дальнейшего роста этого показателя.

Практически все субъекты Российской Федерации включили в свои программы развития регионального здравоохранения мероприятия для улучшения медицинской помощи на селе. Безусловно, эта задача начала решаться не только сейчас, так, в период с 2014 по 2016 год Минздравом России было пересмотрено требование к размещению инфраструктуры первичного звена, результатом стало создание автоматизированной геоинформационной системы, где есть вся информация о всех субъектов медицинской инфраструктуры.

Мы сегодня смотрим на геоинформационную карту и сразу видим те сельские районы, в которых, допустим, недоступна первичная медико-санитарная помощь. Поэтому в 2019 году благодаря федеральному финансированию и совместной работе регионов, Минздрава, Минсельхоза в России появятся более 440 новых ФАПов и 516 мобильных медицинских комплексов.

Необходимо отметить, что в регионах закупочный процесс идёт не везде гладко. В настоящее время существует высокий риск несвоевременного ввода в эксплуатацию фельдшерско-акушерских пунктов в Архангельской, Владимирской, Сахалинской, Рязанской и Челябинской областях. По мобильным медицинским комплексам имеется высокий риск в Иркутской и Московской областях. До сих пор не заключены государственные контракты в отношении трёх передвижных медицинских комплексов. Требует особого внимания ситуация с поставкой 37 передвижных медицинских комплексов в двух субъектах Российской Федерации – в Омской области и Красноярском крае. Планируемый срок поставки передвижных медицинских комплексов в соответствии с заключёнными контрактами – третья декада декабря 2019 года, здесь надо строго отслеживать. Несмотря на эти отклонения, Дмитрий Анатольевич, все губернаторы, главы регионов гарантировали выполнение своих обязательств до конца этого года.<...>

По данным ФОМСа, за девять месяцев 2019 года 41,2 млн человек прошли профилактический медицинский осмотр и диспансеризацию. Дмитрий Анатольевич, я от всей души благодарна Вам за то, что Вы взяли под контроль диспансеризацию по всей стране. Регионы, во-первых, стали более серьёзно к этому относиться, и нам, медикам, стало легче работать. У нас на сегодняшний день выполнение плана уже 67%, при этом качество не пострадало, а наоборот улучшилось.

Приведу один только пример по выявлению злокачественных новообразований первой и второй стадий. В 2016 году было 52%, а за девять месяцев 2019 года – уже 65,6. Если раньше прошёл диспансеризацию человек, выявили у него заболевание, надо на диспансерный осмотр, и если раньше таких случаев было 40–50%, сегодня у нас впервые выявленная онкология – 97%, сердечно-сосудистые заболевания – 88. Есть куда ещё стремиться, но цифры уже совсем другие.

Большое значение, как Вы правильно отметили, Дмитрий Анатольевич, имеет развитие санитарной авиации, в первую очередь это касается сельских территорий. В этом году уже 49 субъектов, в следующем году – 70 субъектов. Уже сегодня кассовое исполнение по санавиации самое высокое, почти 85%.

В рамках развития детского здравоохранения проводятся мероприятия по увеличению охвата профилактическим медицинским осмотром детей, в том числе в сельской местности, особенно в возрасте 15–17 лет, девочек – врачами акушерами-гинекологами, мальчиков – детскими урологами-андрологами. У нас плановые показатели охватывают до 60 процентов. Рисков невыполнения плана на сегодняшний день нет, по оперативным данным, за девять месяцев текущего года охват составил уже 60%.

В субъектах Российской Федерации внедрена система дистанционного мониторинга за состоянием здоровья беременных женщин, проживающих в сельской местности, позволяющая оценить течение беременности, своевременно выявить угрожающие состояния, оказать круглосуточную консультативную помощь.

В структуре перинатальных центров, как в Алтайском крае, созданы акушерские дистанционные реанимационно-консультативные центры, в которых только в 2018 году проконсультированы более 180 тысяч беременных женщин, из них около 80% составили женщины, проживающие именно в сельской местности и малых городах. Мобильными акушерскими бригадами и санитарной авиацией из сельской местности в перинатальные центры эвакуированы более 10 тысяч женщин с тяжёлыми осложнениями беременности, родов и послеродового периода. Результатом проводимой работы является снижение числа случаев материнской смертности среди сельских женщин почти в два раза.

Также особого внимания заслуживает показатель младенческой смертности. У нас в 2018 году на селе младенческая смертность снизилась на 27,1%, то есть с 8,5 до 6,2. Конечно, это пока выше, чем городская, но мы уверены, что в этом году показатель будет ещё ниже.

Важнейший вопрос – это, конечно, медицинские кадры на селе. Сколько бы мы с вами ни строили врачебных амбулаторий, ФАПов, если нет фельдшера, нет врача, то это практически ничего не даст. Поэтому, конечно, большое внимание уделим именно кадрам. И вот «Земский доктор» и «Земский фельдшер» – благодаря Вашей поддержке, Дмитрий Анатольевич, у нас уже сняты все возрастные ограничения для участников этой программы. Целевое направление уже на 20% увеличило количество врачей и среднего медицинского персонала на селе. За 2019 год мы получим 6334 медика, из них 4650 врачей и 1684 фельдшера.

Эта программа продолжена до 2024 года. Финансирование увеличилось: уже в 2020 году будет не 3,2, как в 2019 году, а 6,6, для чего предусмотрели как раз увеличение в два раза единовременных выплат для регионов Дальнего Востока, Крайнего Севера, Арктической зоны, а также в 1,5 раза для труднодоступных территорий.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, пользуясь тем, что у нас здесь и губернаторы, очень важно сказать: не решим вопрос, если не будет решена жилищная проблема. Хотя практически все губернаторы говорят, мы даём жилье, но мы посчитали, 0,1% всего – для среднего и 0,4 – для врачей, это по всей стране, поэтому на это тоже нужно обратить внимание. Я совершенно с Вами согласна, Дмитрий Анатольевич, что нужно подходить к каждому региону индивидуально.

Но для того, чтобы земский врач или земский фельдшер не был оторван от большой медицины, до 2022 года мы планируем, что 100% медицинских подразделений, располагающихся на селе, будут включены в единый цифровой контур. Уже сейчас налаживается система многоуровневых телемедицинских консультаций, в перспективе дистанционная диагностика и мониторинг состояния сельских пациентов из группы риска. У нас такая работа уже ведётся в Калуге, Туле, Кирове, Ленинградской области, Самарской области и других.

При этом в целях формирования инфраструктуры передачи данных в медицинские организации все ФАПы будут обеспечены доступом к сети Интернет до конца 2021 года в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Информационная инфраструктура национальной программы «Цифровая экономика» Российской Федерации».

В настоящее время Минздравом России и регионами проводится большая работа: начался первый подготовительный этап модернизации первичного звена. Здесь я хочу ответить на вопрос Виктора Петровича (В.Томенко): до 15 ноября текущего года все регионы России сформируют подробный паспорт и оптимальные схемы размещения медицинских организаций, и с начала 2020 года во всех субъектах Российской Федерации будут разработаны региональные программы модернизации первичного звена, до 1 июля 2020 года все губернаторы должны их утвердить. Там как раз тоже будет строительство ФАПов, будут автомобили при каждом ФАПе, автомобили неотложной помощи. В понедельник лично проводила селектор и об этом рассказывала вашим министрам и главным врачам.

Мы поддерживаем то, что Ольга Юрьевна сказала по централизации закупок.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, Минздрав России считает важным обратить внимание регионов России на необходимость заключения соглашений на три года. Это существенно, на наш взгляд, снизит риски реализации мероприятий национального проекта, связанные с циклическим финансированием. <...>

А.Травников: <...>

В частности, в рамках госпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» в Новосибирской области в последние годы в сёлах региона построено почти 125 км газопроводов, почти 100 км водопроводов, более 65 км автодорог, около 58 тыс. кв. м жилья. Только по этой госпрограмме на создание комфортных условий для жизни в сельской местности было потрачено 2,5 млрд рублей. Здесь я бы хотел отметить (это очень важно), что федеральный центр, за что Правительству спасибо, поддерживает не только развитие сельхозпроизводства, но и развитие инфраструктуры – социальной, инженерной, автотранспортной на сельской территории.

Кроме этого в рамках других уже региональных программ ещё до старта национальных проектов, нацпроекта «Здоровье» в Новосибирской области мы развернули программу по строительству новых ФАПов на селе. Ежегодно по 20–25 ФАПов в последние годы мы строили. Также в рамках своей программы, ещё до того, как программа БКД 2.0 перешагнула границы агломерации, распространила своё действие на сельские автодороги, в прошлом году мы выделили дополнительно 1,5 млрд рублей, что нам позволило отремонтировать дополнительно 117 км дорог во всех сельских районах области.

Также в рамках нашей региональной программы, понимая, что жильё – вопрос номер один для специалистов на селе, мы запустили программу строительства служебного муниципального жилья, в первую очередь для работников бюджетной сферы, исключительно на территории сельских муниципальных районов. Эта программа, как я уже сказал, стартует в этом году, и в ближайшие четыре года мы планируем построить не менее 650 квартир для специалистов на селе.

В общей сложности каждый год по всем этим направлениям на территории Новосибирской области для повышения качества жизни селян выделялось около 10 млрд рублей, а в прошлом году эта сумма превысила 13 млрд рублей.

Сегодня нам дополнительно существенно помогают национальные проекты. В общей сложности до 2024 года мы планируем построить в регионе около 570 социальных объектов – это школы, детские сады, поликлиники.

Приведу цифры конкретно по селу. По ФАПам нацпроект нам позволяет увеличить темпы, мы будем строить уже не менее 30 ФАПов, в этом году введем 31 объект, и по нацпроекту всего будет построено 180 ФАПов. Девять школ на селе будет построено на 6 тыс. мест, 13 детских садов – на 1770. Не буду продолжать. Действительно, на селе делается очень много. <...>

Кстати, в формате пилотных проектов мы вместе с Минсельхозом как раз пытаемся усилить вот эту «сцепку» между разномасштабными производителями. Зачастую это требует дополнительных мер поддержки не только инфраструктуры, о которой я сказал, но, например, какие-то налоговые преференции. Мои коллеги по правительству Новосибирской области обсуждают, например, такую идею вместе с Минсельхозом, вместе с Минфином России, почему бы не распространить инструмент ТОСЭР не только на отдельные населённые пункты по аналогии с моногородами, а, например, на муниципальные районы и даже межрегиональные какие-то территории, где есть перспективы для такого комплексного развития. То есть зачастую требуется не просто работа по отдельным направлениям, а такая серьёзная «сшивка» и тонкая настройка различных инструментов.

Нам кажется, что вот эта новая федеральная программа, как мы её называем «13-й национальный проект», позволит такие задачи решать. Поэтому хочу поблагодарить за то, что решение по началу финансирования, по отбору региональных проектов в рамках этой большой федеральной программы стартовало.

М.Топилин: ... По нацпроекту «Демография».

В последние годы мы наблюдаем в сельской местности снижение рождаемости, как и по другим регионам, но суммарный коэффициент рождаемости в сельской местности остается гораздо более высоким, нежели чем в среднем по стране. По итогам 2018 года суммарный коэффициент в сельской местности составил почти 1,9 в отличие от городского населения, где порядка 1,5. Это означает, что нам всё равно необходимо предпринимать дополнительные меры, и те мероприятия, которые предусмотрены нацпроектом «Демография» с точки зрения поддержки рождаемости, нам представляется, как раз более серьёзное влияние могут оказывать в сельской местности.

Мы в следующем году переходим на выплату пособий при рождении первого и второго ребёнка по планке доходов два прожиточных минимума. Безусловно, в сельской местности, к сожалению, объективно, доходы пониже, чем в городе, поэтому если в среднем по стране мы рассчитываем выйти на охват порядка 70%, то в сельской местности, по нашим оценкам, это будет практически полный охват, с учётом доходов. Мы рассчитываем на то, что всё-таки это повлияет позитивно, с учётом всех тех мер, которые предпринимаются по другим проектам, на ситуацию с рождаемостью.

Хотел бы обратить внимание на то, что есть ряд регионов, в которых, в отличие от всей страны, от большинства субъектов Российской Федерации, рождаемость в сельской местности даже ниже, чем в городе. Это такие регионы, как Владимирская область, Брянская область, Смоленская, Мурманская, Новгородская область и ряд других регионов. Наверное, это тоже означает необходимость уделять очень серьёзное внимание инфраструктуре. Все мероприятия, о которых говорили коллеги, этому будут способствовать. <...>

Также Минсельхоз и Минстрой работают сейчас над продуктом, связанным с поддержкой ипотечного кредитования индивидуального жилищного строительства. Тоже рассчитываем, что это будет влиять на поддержку рождаемости.

Детские сады, ясли – это серьёзная составляющая национального проекта «Демография». По нашим оценкам, в этом году должен быть сдан 251 детский садик в сельской местности. На настоящий момент построено уже 77 детских садов (более 7 тыс. мест). Есть риски недостижения показателей, но мы стараемся с регионами, как и все коллеги, работать, – это 75 детских садов в республиках Дагестан, Тыва, Северная Осетия, в Забайкальском крае, Удмуртии, в Волгоградской области, Ивановской области. Дмитрий Анатольевич, мы в ежедневном режиме работаем с регионами, чтобы эти риски минимизировать.

Если брать цифры той очереди, которую мы имеем, то количественное выражение потребности чуть больше 20 тыс. мест по детским садам с полутора до трёх лет, в этом году такой объём детских садов, мест в детских годах должен быть введён. Конечно же, это не означает, что всю проблему мы решим, но в течение последующих двух лет обеспечение местами в детских садах, коснётся всех сельских территорий.

Также со следующего года мы начинаем вместе с Министерством просвещения новую программу – «Поддержка негосударственных групп ухода», порядка 12 тыс. мест будет создано. Как раз этот продукт мы рассчитывали продвигать именно в сельской местности, там, где экономически нецелесообразно строить детские сады, это будут просто субсидии организациям, которые будут эту работу организовывать.

Но, к сожалению, в следующем году только 63 субъекта Российской Федерации в эту программу заявились, есть ряд регионов, которые по тем или иным причинам оказались не готовы. Мы исходим из того, проанализировав опыт работы, что в следующем году все регионы должны полностью включиться в эту работу.

В этом году очень важным мероприятием, как нам представляется, было приобретение транспорта для мобильных бригад, это совместный проект с Министерством здравоохранения, прежде всего для сельских жителей старше 65 лет, чтобы обеспечить возможность их доставки до учреждений здравоохранения в отдалённых районах. Все эти закупки осуществлены, мы даже немножко перевыполнили план, будет более 1,5 тыс. бригад до конца года создано, отрабатываются маршрутизация, графики. Со следующего года будет обеспечена работа по доставке пожилых людей старше 65 лет на диспансеризацию в учреждения здравоохранения, чтобы обеспечить необходимую выявляемость заболеваний и соответствующее лечение. В этом году более 2 млрд рублей направлено на финансирование этого проекта.

Также очень важным является развитие проекта долговременного ухода – всё, что связано с комфортным, понятным для граждан обслуживанием медицинскими и социальными работниками в домашних, привычных условиях. Этот проект получает своё развитие, в следующем году мы выделяем на него уже 2 млрд рублей (в этом году субсидия регионам составляла всего 200 млн рублей), шесть новых регионов будут участниками этого проекта, в том числе присутствующие здесь Новосибирская область, Алтайский край вписываются в эту программу. Пока мы здесь не видим каких-то проблем, программа достаточно серьёзным образом начинает оказывать влияние, в том числе, на продолжительность жизни. Действительно, разница в продолжительности жизни между городским и сельским населением с каждым годом сокращается, буквально недавно она составляла три года, сейчас это чуть больше 1,5 лет, это тоже обнадёживает. <....>

О.Хорохордин: ... По состоянию на 1 января 2019 года в Республике Алтай доля населения, проживающего в сельской местности, составила 70,8% от общей численности, это самый большой показатель по Российской Федерации.

В 2019 году Республика Алтай участвует в реализации 10 национальных проектов, 45 федеральных проектов. Сельские территории включены в 9 национальных проектов, в 17 региональных проектов, в некоторых проектах участие сельских территорий предполагается чуть позже.

Всего в этом году будет израсходовано более 4 млрд рублей. Доля бюджетного финансирования, направленного на реализацию проектов именно в сельской местности, составила 2,29 млрд рублей, или 69,66% от общего объёма финансирования.

Национальные проекты для республики – это большая помощь. <....>

Скажу коротко о некоторых проблемах.

В рамках федеральных проектов не предусмотрено выделение субсидий на разработку проектно-сметной документации на строительство социально значимых объектов на селе – школы, детские сады, ФАПы, объекты культуры, системы водоснабжения, – что делает проблематичным участие именно сельских поселений в проектах ввиду высокой дотационности региона, в частности Республики Алтай, и отсутствия в местных бюджетах средств на разработку ПСД. Это не позволяет региону получать субсидии на строительство всех необходимых социально значимых объектов.

Для решения проблемы предлагается учитывать затраты на разработку ПСД при распределении субсидий в рамках национальных проектов.

Также существующая методика расчета объёма субсидии, предоставляемой субъекту на строительство социально значимых объектов на селе, предусматривает средства исключительно на строительство коробки. Средства на благоустройство и подключение объектов к инженерным коммуникациям методикой не учитываются, субъект эти затраты несёт самостоятельно.

Например, в Республике Алтай в следующем году и в 2021 году запланировано строительство 15 детских садов, объём затрат, не софинансируемых из федерального бюджета, составляет 427,5 млн рублей, или 25% от общей стоимости создания объекта, вследствие чего не соблюдается установленный распоряжением Правительства уровень софинансирования 99:1.

Для решения вопроса предлагается пересмотреть механизм предоставления субсидии, в частности включение финансирования на благоустройство и подключение к коммуникациям объекта капитального строительства именно на селе.

Также немаловажной проблемой при реализации проектов является дефицит кадров в сферах здравоохранения и образования. Недостаточность мер социальной поддержки медицинских работников и работников образования связана с высокой дотационностью бюджета нашего региона. Республика не может конкурировать с экономически более развитыми регионами в части предоставления дополнительных выплат врачам при их трудоустройстве на работу – просто уезжают на Сахалин, потому что зарплата там в три раза больше.

Для устранения проблемы требуется дополнительное выделение средств из федерального бюджета. С целью повышения эффективности программ «Земский доктор» и «Сельский фельдшер» предлагается увеличение размера единовременных компенсационных выплат специалистам, прибывающим на работу в сельскую местность, как минимум в полтора раза – с учётом инфляции и реальных цен на жильё. <...>

Немного коснусь санавиации. На сегодня, Дмитрий Анатольевич, средств, которые выделены на санавиацию, у нас осталось на один вылет – это с учётом того, что всё-таки это высокогорная местность.

И мы, конечно же, очень рассчитываем и возлагаем большие надежды на новую программу «Комплексное развитие сельских территорий», которая будет реализовываться.

Источник: http://government.ru/news/38321/