Заседание Правительства о предварительных итогах проведения в 2019 году Всероссийской диспансеризации взрослого населения.

17 ноября 2019

Из стенограммы:

Д.Медведев: <...> Теперь по новому порядку каждый человек в возрасте от 18 до 39 лет может ежегодно проходить профессиональный осмотр, раз в три года - диспансеризацию, а те, кто старше 40 лет, - делать это ежегодно.

В этом году, как и намечено национальным проектом "Здоровье", профосмотр должны пройти более 61 миллиона человек. А к 2024 году мы планируем охватить такими осмотрами более 70% граждан нашей страны. Разумеется, для тех, кто имеет полис обязательного медицинского страхования, это бесплатно. Причём начиная с текущего года у нас впервые в Программе госгарантий на оказание бесплатной медпомощи установлены нормативы на проведение профессиональных осмотров и диспансеризации. Изменения в территориальные программы госгарантий внесли практически все регионы за исключением Якутии, Ивановской области и Санкт-Петербурга. Нужно, безусловно, завершить это.

Какие есть результаты?

За девять месяцев, по данным Минздрава, профосмотры и диспансеризацию прошли более 24 миллионов человек старше 18 лет, а всего, включая детей, - более 41 миллиона человек. У нас есть регионы, где ситуация хуже, чем в целом по стране, по разным причинам. Это Крым, Камчатский и Приморский края, Еврейская автономная область и ряд других. Кстати, здесь присутствуют коллеги-губернаторы, представляющие регионы, где по-разному всё это организовано, мы послушаем их.

Самое очевидное - надо сделать так, чтобы людям было удобно проходить диспансеризацию (это всегда, что называется, дело добровольное, но если это ещё и неудобно, то люди просто не придут). Для этого важно, чтобы это было организовано в течение одного рабочего дня, по нынешним правилам, вечером или в субботу. Такие решения мы специально ради этого принимали. И большинство медицинских организаций изменили режим работы.

В сельских территориях людей надо возить в поликлиники и обратно, активнее использовать мобильные медицинские бригады. Я знаю, что ряд территорий, ряд местностей - больших и удалённых, таких как Камчатка, Приморский и Хабаровский края, Тыва, планируют организовать диспансеризацию на основе вахтового метода. Наверное, можно и таким образом поступить.

Есть вопросы и к тому, как поставлена информационная работа. Но ещё важнее, чтобы диспансеризация была не формальной, а приносила результаты. Поэтому мы расширили программу её проведения, ввели дополнительные обследования, включая онкоскрининги.

За девять месяцев удалось обнаружить впервые более 2 млн заболеваний. На первом месте стоят, как всегда, сердечно-сосудистые и онкологические заболевания.<...>

Также не могу не упомянуть об одном трагическом происшествии, которое произошло в колледже в Амурской области. К сожалению, это не первый раз. Несмотря на принимаемые меры, такие происшествия случаются. Понятно, что все акценты расставит следствие, определит и меру вины тех, кто был обязан наблюдать за всеми процессами, которые происходят в учебном заведении, обеспечивать безопасность и так далее. Но в любом случае Министр просвещения должна самым внимательным образом проанализировать, что и как организовано в Амурской области. Имею в виду и ранее данные поручения, и конкретную ситуацию в данном учебном заведении: исполнение тех требований, которые существуют, их не формальное исполнение, а исполнение на деле. Естественно, и ответственность местных руководителей системы образования и просвещения. Понятно, что это очень тяжёлое происшествие. И работу в рамках поручений, которые давались, необходимо продолжить.

Подготовьте мне на эту тему полноценный отчёт.

В.Скворцова: Доклад Скворцовой.

А.Никитин (глава администрации Тамбовской области): ... При организации диспансеризации взрослого населения в текущем году мы постарались учесть весь перечень поручений, утверждённый Правительством Российской Федерации, по данному направлению.

План диспансеризации 2019 года в нашем регионе не только выполнен (я про текущий момент говорю), но и перевыполнен на 5%. С уверенностью можно сказать, что к 2024 году мы реально сможем охватить диспансеризацией более 70% населения.

На чём основывается наша уверенность? Во-первых, мы внедрили новый порядок, о котором Вы упомянули во вступительном слове, порядок диспансеризации, утверждённый приказом Минздрава России. Все медицинские организации перешли на работу в вечернее время и субботние дни. Только эта мера позволила увеличить пропускную способность медицинских организаций на 30%. Конечно, для проведения диспансеризации были подключены врачи стационаров.

Во-вторых, увеличен охват диспансеризацией сельского населения. Первый этап диспансеризации осуществлялся в том числе на базе фельдшерско-акушерских пунктов, оснащённых необходимым оборудованием, куда подъезжали мобильные флюорографы, маммографы, другие диагностические медицинские комплексы. На следующий год мы планируем закупить ещё 10 таких установок и таким образом увеличить охват сельского населения.

Там, где требуются дополнительные диагностические исследования, во всех муниципалитетах разработаны планы-графики доставки граждан в медицинские организации. Для этого используются поставленные в рамках национального проекта "Демография" 23 единицы специализированного транспорта для маломобильных групп населения - это очень серьёзное подспорье для нас.

В-третьих, решение вопросов кадрового обеспечения. На момент начала диспансеризации медицинский персонал территориальных поликлиник и ФАПов прошёл соответствующее обучение. Много это или мало, но для нас это достаточно высокая цифра - фактически 1 тысяча специалистов прошли соответствующее обучение. Мы подготовили врачей по ультразвуковой диагностике, эндоскопии, их обучение осуществлялось параллельно с переоснащением медицинским оборудованием соответствующих медорганизаций.

Активно внедряются методы раннего выявления онкологических заболеваний. Например, только в текущем году мы внедрили раннюю диагностику колоректального рака: за первые 10 месяцев более 12 тыс. исследований проведено, в 6% онкопатология подтвердилась, и пациенты уже получают специализированную медицинскую помощь.

Одной из главных проблем диспансеризации, конечно, остаётся поиск механизмов дальнейшей мотивации медицинского персонала к качественному проведению диспансеризации. Для этого в соответствии с утверждённой программой госгарантий у нас в регионе предусмотрены выплаты стимулирующего характера за проведение диспансеризации.

Мы также поддерживаем предложение Правительства, которое касается стимулирования врачей и среднего медицинского персонала за каждый случай выявленного на ранней стадии заболевания в области онкологии.

Для повышения мотивации населения к прохождению диспансеризации усилена информационно-разъяснительная работа, что Вы справедливо заметили, Дмитрий Анатольевич. Привлекая общественные организации, мы, конечно, получаем совершенно иной эффект, вместе с ними и высшие учебные заведения, волонтёрские отряды, средства массовой информации.

Также для прохождения диспансеризации работающего населения мы активно решаем задачу подключения руководителей предприятий реального сектора экономики. Это самостоятельное направление, которое заслуживает отдельного рассмотрения, и у нас есть свой положительный опыт в этой части.

Пока, конечно, преждевременно утвердительно говорить об изменении структуры здоровья населения. Но тем не менее считаю необходимым сообщить, что за девять месяцев текущего года в Тамбовской области смертность снизилась на 5,5% к уровню аналогичного периода 2018 года, в том числе от онкологии - на 3,5% и от болезней системы кровообращения - почти на 5%. Это очень важный результат, с нашей точки зрения.

В.Илюхин (губернатор Камчатского края): ... Действительно, в первом полугодии текущего года диспансеризация в крае проходила с отставанием от утверждённого плана-графика. Мы крайне обеспокоены сложившейся ситуацией.

Были проанализированы причины, и можно сказать, что они носят, к сожалению, как объективный, так и субъективный характер. В целом ряде учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, недостижение показателей было связано со слабой организацией работы по реализации профилактических мероприятий.

Что касается объективных причин, и это прозвучало в докладе, то в первую очередь это дефицит медицинских кадров в первичном звене. И если в отдалённых населённых пунктах, и Вы об этом говорили, Дмитрий Анатольевич, мы решаем эту задачу с помощью выездных бригад, то в Петропавловске-Камчатском, Елизово, Вилючинске, где сосредоточена основная часть населения, проблема по-прежнему стоит остро. Укомплектованность врачебными кадрами составляет немногим более 50%.

Работа по привлечению медицинских кадров проводится на постоянной основе. Так, в 2018 году и в первом полугодии 2019 года на Камчатку было привлечено более 160 специалистов, а в сентябре этого года мы привезли ещё восемь терапевтов, что в том числе ускорило темпы проведения медосмотров. Но мы понимаем, что этого явно недостаточно.

По-прежнему остаётся серьёзной проблема недооснащения наших медицинских организаций диагностическим оборудованием, в том числе для обеспечения профилактических мероприятий. В текущем году заменены шесть рентгеноустановок и маммограф. В следующем году работа по обновлению устаревшего диагностического оборудования будет продолжена, для этого мы значительно увеличили бюджетные ассигнования.

В крае разработан и действует расширенный комплекс принимаемых мер для исправления ситуации. Так, начиная с августа организована работа медицинских учреждений в вечернее время, в выходные дни, привлечены внешние совместители, ведётся обучение специалистов по актуальным вопросам медпрофилактики.

С целью сокращения времени пребывания граждан в поликлинике при прохождении диспансеризации отработан порядок маршрутизации пациентов, минуя регистратуру. Усовершенствована система планирования и контроля объёмов диспансеризации, определён понедельный объём. Проводится ежедневный мониторинг. В критерий оценки деятельности главных врачей внедрены показатели по охвату профосмотрами.

Кроме того, значительно активизирована кампания по информированию населения посредством социальных сетей, средств массовой информации, персональных приглашений. Максимально задействованы различные рекламные площади, а также реализуется информационно-коммуникационная кампания Минздрава России "Ты сильнее!".

Комплекс этих мер позволил увеличить ежемесячный охват населения Камчатского края профмедосмотрами и диспансеризацией почти на треть. Вместе с тем 72% населения Камчатского края - это работающие граждане. И согласно нормам действующего законодательства на территориях Крайнего Севера, на территориях, приравненных к ним, работодатели обязаны обеспечить сотрудникам ежегодное прохождение периодического медицинского осмотра. Мы понимаем, что это не полный комплекс обследования, но вместе с тем на сегодняшний день более 30 тысяч человек уже прошли данный вид профосмотра.

Таким образом, по оперативным данным на 1 ноября текущего года, охват населения профилактическими медицинскими мероприятиями превышает 60%.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, я заверяю, что мы предпримем все возможные меры, чтобы до конца текущего года максимально приблизиться к достижению целевых показателей.

Решения, принятые на заседании

1. О предварительных итогах проведения в 2019 году Всероссийской диспансеризации взрослого населения Российской Федерации

Решения Правительства:

1. Принять к сведению доклад Министра здравоохранения Российской Федерации В.И.Скворцовой по данному вопросу.

2. Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации:

  • при формировании региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения обеспечить приоритетное оснащение необходимым оборудованием медицинских организаций, проводящих профилактические медицинские осмотры и диспансеризацию;
  • Республики Крым, Камчатского и Приморского краёв, Владимирской, Магаданской, Мурманской, Новгородской областей, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, г. Севастополя, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа - обеспечить активное привлечение взрослого населения к прохождению диспансеризации, в том числе доставку граждан в медицинские организации и обратно, проведение подворовых обходов, а также вовлечение работодателей в процесс мотивирования работников к прохождению диспансеризации;
  • республик Адыгея и Алтай, Краснодарского, Красноярского и Ставропольского краев, Воронежской, Калужской, Московской, Ростовской, Рязанской, Свердловской, Тульской, Тюменской областей, Кемеровской области - Кузбасса, г. Севастополя, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа - обеспечить работу медицинских организаций для проведения диспансеризации взрослого населения в вечернее время и по субботам;
  • Республики Саха (Якутия), Ивановской области, г. Санкт-Петербурга - внести изменения в территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в целях приведения их в соответствие с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

3. Минздраву России (В.И.Скворцовой), Росздравнадзору (М.А.Мурашко), Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (Н.Н.Стадченко) обеспечить мониторинг и контроль за проведением в 2019-2020 годах Всероссийской диспансеризации взрослого населения Российской Федерации, включая оценку эффективности проведения диспансеризации и её результатов, при необходимости принятие соответствующих мер реагирования.

О результатах ежеквартально, начиная с 20 декабря 2019 года, докладывать в Правительство Российской Федерации.

4. Минздраву России (В.И.Скворцовой), Росздравнадзору (М.А.Мурашко) провести анализ своевременности постановки на диспансерное наблюдение граждан с впервые выявленными в ходе диспансеризации хроническими неинфекционными заболеваниями, в том числе злокачественными новообразованиями и болезнями системы кровообращения.

О результатах до 5 декабря 2019 года доложить в Правительство Российской Федерации.

5. Минздраву России (В.И.Скворцовой) оказать организационно-методическую помощь субъектам Российской Федерации, в которых отмечены проблемы при проведении диспансеризации взрослого населения, а также содействие в решении вопросов кадрового и материально-технического обеспечения медицинских организаций.