Выступление Председателя Счетной палаты Алексея Кудрина на Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам по вопросу об отчете о работе Счетной палаты за 2019 год

23 марта 2020

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я хотел бы представить отчет Счетной палаты за 2019 год. Вы все видели материалы. К материалам еще есть приложения со списком всех проверок и со ссылками в электронной версии.

В 2019 году Счетная палата продолжала трансформацию, чтоб повысить качество отчетов, выводов и рекомендаций. Хочу напомнить, что своей миссией в нашей Стратегии мы определили совершенствование госуправления, оценку рисков, выявление основных вызовов для государства. Напомню, что на Конгрессе ИНТОСАИ президент сказал: «Поддерживаю настрой руководства Счетной палаты не только выявлять, фиксировать проблемы, но и дополнять финансовый аудит комплексным анализом национальных проектов и инвестиционных программ, оценкой того, насколько их конкретное наполнение, практические меры отвечают тем вызовам, с которыми сталкивается весь мир сегодня и, в частности, наша страна».

Мы следуем этому принципу, мы хотим перейти к более системным выводам по тем сферам, которые мы аудируем, но это непростая задача, это смена культуры работы, методов анализа. Этому был посвящен прошлый год.

Мы подготовили новый стандарт по стратегическому аудиту. Сейчас он обсуждается уже среди наших аудиторов. Это работа шла почти год с экспертами, с учёными. Мы смотрели опыт других стран. Нам его примерно год надо опробировать, чтобы мы могли сказать, что мы можем строго и системно работать по всем сферам. Сейчас у нас доля стратегического аудита не больше 10-11%. Мы хотим поднять сначала до 20% и выше. Это одно из наших новых направлений работы.

Мы провели Конгресс ИНТОСАИ. Это не просто международное мероприятие. Это совершенствование подходов работы всего аудиторского сообщества мира. Мы подготовили Московскую декларацию, которую утвердили 98% всех присутствовавших членов делегаций. Было собрано 169 стран. Такого рода мероприятия на государственном уровне я не припомню даже в советское время.

Ориентируясь на стратегический подход, мы начали мониторинг национальных целей и национальных проектов. Это президент тоже поддержал. В первой половине прошлого года мы проанализировали 5 нацпроектов. Мы их не опубликовали, мы считали это пилотными проектами, мы отрабатывали подходы. К осени мы рассмотрели 8 нацпроектов. Обсуждения прошли в Правительстве и Администрации Президента. В декабре на Совете по стратегическому развитию я обнародовал основные итоги. Они сейчас присланы в Государственную Думу и Совет Федерации, они были опубликованы. В середине этого года мы опубликуем следующий этап результатов нашего анализа национальных проектов. По моему выступлению было дано ряд поручений.

Мы также в еще большей степени ориентируемся на решение наиболее социально значимых проблем. Прежде всего это касается темы инклюзии, то есть вовлечения в нормальную жизнь социально уязвимых слоев общества. Хочу напомнить анализируемые нами темы, которые на слуху. Это дети-сироты (предоставление жилья), инвалиды (проверки медико-социальной экспертизы, протезы, жилье для инвалидов – в апреле пройдет Коллегию). Мы анализировали состояние детских поликлиник, выполнение национальных целей по бедности. Мы поставили себе задачу – анализ социально острых проблем.

Мы уделили большое внимание обучению наших сотрудников. Потому что все, о чем я говорю, требует новых подходов. Было организовано специальное обучение гибким методам управления, проектной работы (по сути каждая проверка – это проект!), аналитики, цифровых компетенций.

Скажу о цифровизации. Мы целый ряд проверок переводим постепенно в дистанционный режим. Сейчас это уже веление времени, но мы это делаем планово уже больше года. Например, оперативный отчет по Фонду обязательного медицинского страхования формируется практически автоматически. То есть цифры из разных отчетов (Росстат, ФОМС, ведомственная отчетность) автоматически собираются и выстраиваются в один отчет. Дальше уже обработка специалистов, но по сути большая часть делается автоматически. Сейчас мы перейдем к составлению отчетов ПФР, ФСС и отчетов по исполнению бюджета, которые идут поквартально. Сейчас у нас это уже в работе.

То, что мы увеличиваем долю стратегического аудита, не значит, что мы уменьшим выявление проблем в рамках финансового аудита. Наоборот, за счет цифровизации мы расширяем круг, который можем охватить. Мы используем новые методы анализа данных и больших данных, которые нам выявляют зоны, которые надо в первую очередь смотреть.

Мы совершенствуем методологию. Как я уже сказал, стандарт по стратегическому аудиту и другие стандарты сейчас перестраиваются. Мы введем сейчас систему оценки качества отчетов, которую мы сами у себя проведем. Каждый отчет будет подвергаться строгой оценке по ряду критериев. До конца года оценку мы проведем оценку 60% отчетов. Это повысит качество нашей работы.

Мы способствовали открытости государства. В свое время у нас было открытое правительство, которое часть таких задач выполняло. Сейчас мы перехватили инициативу и реализовываем программу открытости. Это серьезный путь по борьбе с коррупцией. В прошлом году мы опубликовали отчет «Открытость государства в России». Вы можете увидеть в одном месте, в каком состоянии открытость нашего государства, даже в сравнении с другими государствами. Здесь есть рейтинг министерств и ведомств по открытости. Ряд министерств на первом месте. Мы запрашивали по всем правилам законов министерства и ведомства по разным проблемам. Должен сказать, что 25% просто не ответили. Многие ответили формально.

Больше 100 человек прошли обучение компетенциям по качеству написания отчетов. Мы хотим, чтобы наши отчеты были понятны не только специалисту, но любому депутату, общественному контролеру в том числе.

Перейду к показателям. В 2019 году мы провели 319 мероприятий. 186 из них связаны с нашими функциями по проверке бюджета, 133 мероприятия были тематическими.

По заданию Совета Федерации мы провели 25 мероприятий, что значительно больше, чем в предыдущие годы (в 2018 году – 10, в 2017 – 16). Это, в частности, проверка курортов Северного-Кавказа, проверка состояния и экспорта лесам, проверка уровня дотационности регионов, которую мы опубликуем в Бюллетене Счетной палаты в апреле. Причем Бюллетень тоже преобразился. От публикации списка отчетов мы перешли к публикации одного отчета с комментариями специалистов, экспертов, которые реагируют на поставленные в Бюллетене вопросы. Теперь это по сути журнал с экспертными позициями.

Всего в прошлом году мы осуществили 248 выходов на проверки в 68 субъектов Российской Федерации.

Выявлено 884,6 миллиарда рублей нарушений, на 112 миллиардов больше, чем в прошлом году. 36% – это нарушение бухгалтерского учета. Нарушения в процессе формирования, исполнения бюджета – это еще 25%. Такие нарушения зачастую исправляются в ходе проверок. Поэтому тут нет возвратов средств в бюджет. Мы в рамках стратегического аудита будем меньше концентрироваться на маленьких нарушениях, а выявим уровень так называемых значимых нарушений. Нам не обязательно каждые 100 тыс ухватывать. Мы хотим сконцентрироваться на значимых. Со следующего года уточним этот показатели. И министры нас об этом просят.

По итогам нашей работы в бюджетную систему возвращены 4,5 миллиарда рублей. 51 материал направлен в Генпрокуратуру, 22 – в другие правоохранительные органы, возбуждено 25 уголовных дел и по 20 материалам проходит проверка.

Часто нас спрашивают, может ли больше быть средств возвращено по нарушениям. В предыдущие годы очень много - до 18 млрд - зачастую возвращалось. Но вы знаете, что это в основном было - возвраты неправильно использованных субсидий субъектами РФ. Например, идет софинансирование каких-то проектов на территории субъектов, а потом выясняется, что не вполне выполнили обязательства по доли софинансирования и вся субсидия возвращалась. Например, два года назад Волгоград должен был возвратить больше десятка миллиардов. Поэтому был большой объем. Поэтому я поставил вопрос, что не надо субъекты так обременять, и если есть по какому-то объекты проблемы, иначе это решать, чтобы субъект не терял миллиарды рублей, которые получил, мог это исправить.

К дисциплинарной ответственности привлечены 436 должностных лиц, из которых 23 уволены, 40 юридических и должностных лиц привлечены к административной ответственности.

Мы провели 1 281 экспертизу проектов нормативно-правовых актов, почти на 100 экспертиз больше.

Наиболее острые проверки это тема жилья для детей-сирот. Вы помните, что больше 170 тыс сирот не получили жилье до сих пор. Нужно около 200 млрд, чтобы все жилье получили. Субъекты сами не справляются, очередь растет. Мы рассмотрели вопрос на совещании Правительства, есть протокол мер, Голикова берет под личный контроль эту тему по нашей просьбе. Я надеюсь, мы сможем двинуться, и даже в ближайших поправках Минфин поставит увеличение субсидий субъектам по этому вопросу.

То же самое с незавершенным строительством. На протяжении многих лет проблема нарастала, поручения не выполнялись. Объекты незавершенные брошены по 20 лет, боялись списать. У нас растет число умертвенных средств. Мы подняли эту проблему на новый уровень. Мы переломим ситуацию. С прошлого года объем незавершенки уже не растет. Мы совершенствуем методологию учета, предложили внести новые коды идентификации этих объектов, чтобы полностью держать под контролем. Мы открыли информационную панель на сайте, где по каждому субъекту и министерству есть такие данные. Есть закрытые данные по силовым министерствам. Там тоже немало. Им в закрытом режиме тоже предписываем меры по каждому объекту. Эту работу будем проводить в течение двух лет.

Я вам продемонстрировал новый подход Счетной палаты, где мы не в рамках одной проверки дали замечания и разошлись. Мы теперь сопровождаем тему в течение двух лет. Мы себе даже двухлетние дорожные карты пишем по каждой острой теме и добиваемся кардинального изменения в этой сфере. Таких тем в прошлом году мы выбрали 5. В этом добавили еще пять. Сюда входит тема сбалансированности бюджета регионов. Эта всегда незавершенная тема: сбалансированы ли бюджеты или нет, хватает им на свои полномочия или нет. Мы свой анализ на этот счет ведем.

Мы продолжаем теснейшее взаимодействие с КСО в этом году. Мы больше с ними стали проводить методических совещаний, провели стратегические сессии по анализу национальных целей, национальных проектов. Мы провели 12 совместных проверок с КСО.

Мы провели опрос депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, чтобы выявить, как лучше работать с документами, как облегчить эту работу.

Один из примеров. Нас просили улучшить механизм работы с архивом Счетной палаты, чтобы можно было сравнивать за несколько лет и смотреть, что изменилось. Хочу сказать, что мы опубликуем на обновленном сайте базу данных всех опубликованных отчетов Счетной палаты за все годы, в машиночитаемом виде. Их не только можно будет распечатать, но и выбирать куски, сопоставлять данные, а может и запустить искусственный интеллект, чтобы он читал по отдельным темам все отчеты, мог анализировать одновременно и выдавать упорядоченную информацию.

Мы будем идти и дальше на встречу вашим запросам.

Например, есть еще одна просьба по мониторингу исполнения представлений по нашим проверкам. По каждой проверке есть от нескольких пунктов замечаний. У нас каждый пункт на контроле. Он не будет снят пока не исполнен. Ваши коллеги попросили публиковать список исполнения всех пунктов представлений.

Мы такую практику введем. На новом сайте Счётной палаты с 1 апреля начнем загружать эту информацию, чтобы вы видели состояние работы соответствующих объектов проверки. Мы будем больше инфографики применять.

Мы будем совершенствовать методологию оценки работы самой Счетной палаты. Во-первых, мы перейдем к оценке значимых нарушений. Кроме того, среди наших показателей появятся рекомендации, которые дает Счетная палата, и количество рекомендаций принятых соответствующими министерствами и ведомствами. Такая практика есть во многих странах.

Мы сейчас уже провели ретроспективный анализ на 2019 год и подсчитали, что Счетной палатой было выдвинуто 510 рекомендаций, их них 254 выполнены, еще 74 выполнены частично, по 11 не наступил срок. По 160 рекомендациям мы видим, что их не приняли. Это не значит, что это плохо. Каждый орган власти должен сам определять свою политику, мы можем только предлагать, но по этому критерию мы будем оценивать свою результативность, понадобились ли наши рекомендации. Мы будем смотреть долю принятых рекомендаций.

Еще одним показателем эффективности с этого года мы будем считать долю стратегического аудита в числе наших проверок. Это будет расширять количество выявления системных проблем.

Я буду завершать, готов ответить на вопросы.

Источник: http://www.ach.gov.ru/news/vystuplenie-predsedatelya-schetnoy-palaty-alekseya-kudrina-na-komitete-soveta-federatsii-po-byudzhet