Зам.Председателя Госдумы Ирина Яровая предложила дополнительные меры помощи выпускникам вузов при трудоустройстве

16 декабря 2019

Дополнительные меры помощи выпускникам вузов в трудоустройстве и обеспечения регионов квалифицированными кадрами предложила заместитель Председателя Государственной Думы Ирина Яровая в ходе выступления на Президиуме Совета законодателей, который проходит 16 декабря в Доме союзов.

"По данным ВЦИОМ, 55% выпускников вузов считают, что с трудом смогут найти работу по специальности, а 20% молодых специалистов считают, что это вообще невозможно. При этом 37% работодателей называют кадровый дефицит главной сложностью ведения бизнеса. По данным Росстата, число вакансий превысило 1,1 млн человек. Это рекордное значение с 2016 года. Получается, что система образования "учит" не тех специалистов. Как результат, получив невостребованное образование, молодой специалист вынужден искать работу в другой сфере и работать не по специальности, полученной в вузе. По данным ВЦИОМ, и это тревожные данные, по специальности не работает 47% всех трудоспособных граждан России", - констатировала Ирина Яровая.

"Очевидно, что бюджетные места в вузах - это инвестиции в человека и экономику. Например, в 2018 году наибольшее количество бюджетных мест было выделено по разделу образование и педагогические науки - 239 661. Сейчас в России 1,2 млн педагогов. И чтобы почти 240 тысяч учителей нашли работу, нужно чтобы преподавательский корпус обновился почти на 17%. Но этого не происходит, учителей не хватает. То есть большая часть тех, кто поступит на бюджетные места на педагогику уже сейчас, на этапе поступления, не планируют работать по специальности", - подчеркнула заместитель Председателя ГД.

"Вопрос трудоустройства выпускников и удовлетворения регионов кадрами в очень незначительной степени решается программами целевого обучения, поскольку носит несистемный характер. Квота приема по целевому обучению на 2019 год по педагогическому образованию - 15% мест от общего объема контрольных цифр приема на бюджетные места, менеджмент - 10%, управление персоналом - 10%, социология - 10%. То есть 85% учителей или 90% менеджеров и социологов учатся на бюджетных местах, но механизм обеспечения их востребованности в профессии на уровне регионов отсутствует. При этом при целевом обучении места занимаются конкретными лицами, заключившими договор о целевом обучении, по факту вне конкурса и нет прозрачной процедуры соискательства на получение направления на целевое обучение", - добавила парламентарий.

"Предлагаю установить, чтобы все запросы регионов и работодателей, имеющих право заключать договоры о целевом обучении, публиковалось на едином сайте. Каждый выпускник школы имел бы возможность на понятной и прозрачной конкурсной основе претендовать на заключение договора о целевом обучении в конкретном регионе и по конкретной специальности. Такой подход соединит запрос экономики и наполняемость бюджетных мест студентами, желания и возможности которых в самореализации будут реально обеспечены и полезны", - сказала заместитель Председателя ГД.

По ее словам, сайт позволит создать прозрачную систему определения квот на целевой прием. "Хочу подчеркнуть, что в настоящее время контрольные цифры приема и квоты на целевой прием определяются схожим образом - путем направления запросов заинтересованными органами власти", - заявила Ирина Яровая.

"На этом принцип соотнесения прерывается и контрольные цифры приема на бюджетные места, определенные как будто исходя из объективного запроса регионов, оказываются многократно выше квоты на целевой прием. И как результат - дисбаланс на рынке труда. Поэтому предлагаемая прозрачная и публичная система взаимодействия работодателя, регионов и граждан сформирует эффективный механизм наполнения бюджетных мест теми, кто реально придет работать по специальности в конкретный регион и создаст систему максимального соответствия запроса экономики и инвестиций в человека. При этом абитуриент изначально будет на основании своего выбора и решения региона, работодателя соискателем на обучение по целевому набору на прозрачной и конкурсной основе", - пояснила Ирина Яровая.

"Эти меры позволят молодым специалистам получить гарантированное место работы, а региону - специалистов высокой квалификации. Качественная система подготовки профессиональных кадров - это необходимое условие успеха экономики России, все планы будущего зависят напрямую от этого и изменения необходимо начинать незамедлительно. Нельзя допустить, чтобы ошибки в системе высшего образования конвертировались в разочарование, невостребованность, личные и общественные неудачи, отставание в развитии экономики", - заключила Ирина Яровая.


Источник: http://duma.gov.ru/news/47324/