Экспорт образования и вакцинация от COVID-19

11 июля 2021

Обязательная вакцинация - самый обсуждаемый вопрос в системе российского образования. Совет ректоров вузов Москвы и Московской области 16 июня 2021 года провел заседание, где обсуждался вопрос "О мерах противодействия распространению коронавирусной инфекции в вузах в связи с резким ухудшением эпидемиологической ситуации в городе Москве". По результатам обсуждения были приняты рекомендации с 1 сентября 2021 года не допускать к очным занятиям не прошедших вакцинацию студентов.

На днях Минобрнауки РФ разъяснил образовательным организациям, что при заселении в общежития они вправе требовать от студентов сертификат о вакцинации от коронавируса или медицинский отвод от нее. В некоторых вузах уже изданы приказы о заселении в общежитие только студентов, прошедших полный курс вакцинации или имеющих медицинский отвод от нее.

Очевидно, что будут и другие заседания, рекомендации, как и приказы органов управления образованием и руководства вузов, направленные на вакцинацию сотрудников и студентов. Подчеркнем - российских студентов. Дело в том, что иностранные студенты, согласно действующему законодательству, в России не могут быть вакцинированы. Здесь необходимы пояснения.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на бесплатные профилактические прививки в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения. Но иностранные граждане, как указано в ч. 2 ст. 3 этого же ФЗ, могут воспользоваться этим правом наряду с российскими гражданами, только если они постоянно или временно проживают на территории Российской Федерации.

Парадоксально, но иностранные студенты, которые очно обучаются в российских вузах, согласно действующему миграционному законодательству, не являются лицами, постоянно или временно проживающими на территории РФ. Соответственно проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям для них не предусмотрено.

Все это у обычного человека, не знакомого с тонкостями миграционного учета, может вызвать недоумение. Иностранные студенты живут и учатся в России обычно долго, по меньшей мере около пяти лет. Но проблема не в сроке, а в правовом статусе иностранного студента и в документе, который его подтверждает, - разрешении на временное проживание (РВПО).

О необходимости введения РВПО для иностранных студентов говорят давно. В прошлом месяце в СМИ наконец появилась информация, что законопроект об упрощении пребывания в России иностранных студентов, в том числе разрешение на временное проживание в целях образования, уже разработан МВД и согласован в Правительстве. И вот после принятия Госдумой иностранные студенты будут иметь доступ к обязательному медицинскому страхованию, а значит, смогут сделать прививку от COVID-19.

Есть ли другие варианты? Да, есть, к примеру, нашлось решение для вакцинации трудовых мигрантов в Москве за счет работодателей. А что с образовательными мигрантами, кто в них заинтересован?

На итоговом заседании коллегии Минобрнауки "Об итогах деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за 2020 год и задачах на 2021 год" 1 июня министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков сообщил, что "несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, удалось удержать значение планового показателя федерального проекта "Экспорт образования". "Количество иностранных граждан, обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования", на уровне выше значения 2019 года - более 281 тыс. человек", - сказал министр.

Более точные цифры появятся позже, российская образовательная статистика всегда запаздывает на год. Как другие страны умудряются ее собирать быстрее и еще на основании оперативно полученной статистики принимать системные управленческие решения в сфере образования - не предмет этой статьи, хотя, безусловно, важный.

Применительно к обязательной вакцинации тут интересно другое: сколько иностранных студентов находятся сейчас на территории России, в Москве и регионах? Известно, что многие уехали в страны происхождения еще в первую волну COVID-19 и до сих пор обучаются удаленно. Разрешение на въезд в Россию с 1 апреля 2021 года получили иностранные студенты чуть больше чем из 40 стран, а в целом в российских вузах до пандемии обучались граждане примерно из 160 стран мира. Но сколько бы иностранных студентов ни было, пока они не могут быть вакцинированы в соответствии с российским законодательством.

Возвращаясь к видению перспектив экспорта образования министром Валерием Фальковым, я особо хочу отметить следующий его тезис: "Систему работы с иностранцами надо перестраивать, делая более индивидуализированной, двигаясь в направлении создания национального интегратора, оператора по работе с иностранными студентами".

Станет ли создание национального интегратора и оператора по работе с иностранными студентами решением проблем? Вопрос требует изучения, ничего подобного в международной практике я не встречала. Зато есть австралийский опыт введения уполномоченного по правам иностранных студентов. В его функции входит защита прав иностранных студентов, их консультирование на бесплатной основе по всем вопросам обучения и пребывания в Австралии. Если бы чудесным образом такой уполномоченный появился в России, его можно было бы попросить ходатайствовать о создании права и возможности для вакцинации иностранных студентов в России ко всем, кто уполномочен принимать такие решения.

В отсутствие такого уполномоченного обнадеживающим выглядит заявление, которое сделал президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий о намерении организации пункта вакцинации для иностранных студентов в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. Если такой прецедент будет создан в первом вузе страны, то этот опыт можно было бы распространить на другие российские вузы.

Но все это требует времени. Жаль, что время и пандемия не на стороне иностранных студентов: к 25 августа их скорее всего уже не будут селить в общежития, а к 1 сентября - пускать на занятия.