Полностью перешедший в онлайн вуз становится неполноценным. Пандемия вынудила специалистов в образовании объединиться, чтобы отвечать на вызовы времени

20 сентября 2021

Представители ведущих мировых исследовательских центров в сфере высшего образования создали Международную обсерваторию трансформаций высшего образования. Координационный офис новой научно-образовательной организации будет работать в Институте образования Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ). Анонсировали это событие на круглом столе "Высшее образование в условиях пандемии: вызовы и решения".

Миссия обсерватории - предоставить экспертам и ученым в сфере высшего образования пространство для сотрудничества, позволяющее анализировать преобразования высшего образования, особенно в свете изменений, вызванных пандемией коронавирусной инфекции, но не ограничиваясь только ей. Обсерватория займется фиксированием новых феноменов, их осмыслением и глубоким изучением в разных культурных и экономических контекстах. Восемь организаций-основателей приняли решение создать координационный офис обсерватории в Москве.

В настоящее время ведутся переговоры с ЮНЕСКО и ОЭСР, а также с исследовательскими центрами в Японии, Австралии, Латинской Америке о присоединении к обсерватории в качестве соучредителей. В ближайший год к обсерватории смогут присоединиться не только центры или группы, но и отдельные ученые из разных стран. Цель - создать и проводить мониторинг в режиме реального времени всеобъемлющей картины изменений (краткосрочных и долгосрочных), усилившихся в 2020 году в системе высшего образования.

Пока представлены шесть ключевых направлений изменений. Это интернационализация высшего образования, управление университетами, финансирование, студенческий опыт, цифровизация образования и в целом динамика систем.

Что же касается самого круглого стола, на котором была анонсирована обсерватория, то центральное место там занял доклад - результаты опросов 36 тыс. студентов, в том числе иностранных, 24 тыс. преподавателей и 800 родителей. Причем данные доклада позволили авторам анализировать ситуацию в динамике. "Не сама пандемия снизила или повысила качество образования. Она, как рентген, высветила все проблемы в высшей школе, - заявил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на круглом столе "Высшее образование в условиях пандемии: вызовы и решения", прошедшем в агентстве РИА Новости. - Сильные стали сильнее, а слабые слабее".

Основной вывод исследования "Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию", подготовленного исследовательскими группами 13 российских университетов, вкратце таков: полный перевод в онлайн-режим ведет к снижению качества образования. И вузы не намерены полностью виртуализировать свою деятельность. На дистанционный формат невозможно перевести все вузовские дисциплины без потери их качества.

По результатам опроса, проведенного сразу после пандемии, 50% респондентов отметили, что эффективность образовательного процесса упала. Успешность при переходе на дистант зависит от уровня цифровой инфраструктуры университета. Выяснилось, что более 6% студентов вообще не смогут завершить обучение в силу специфики программ и высокой доли лабораторных работ. Разница в готовности инфраструктуры к переходу на онлайн-программы усугубила дифференциацию университетов. Иногда различие наблюдается даже на уровне подразделений одного и того же вуза. Наиболее привлекательной студенты назвали форму гибридного обучения (смешанные форматы онлайн-офлайн).

Валерий Фальков так прокомментировал эту ситуацию: "Сегодня становится уже нормальным отношение к смешанному обучению студентов. За полтора года пришло не привыкание, а осознание того, что разумное сочетание очного формата с удаленными форматами работы не сказывается на качестве образования, или, по-другому сказать, это позволяет держать соответствующий уровень образования".

Доклад проанализировали и ректоры. По их наблюдениям, пандемия позволила студентам развить так называемые soft skills (универсальный комплекс умений общего характера безотносительно к конкретной профессии или сфере деятельности). Сформировалось целое сообщество студентов, которые уже во время обучения получают практические навыки и помогают людям. Так, к студентам-архитекторам приходят запросы от горожан о проектах по улучшению придомовых территорий. "Ребята получили возможность развивать свои soft skills, будучи студентами в университете, через механизм обратной связи и взаимодействия. Развитие компетенций soft skills, которые по ряду международных исследований составляют до 85% успешности в XXI веке, - очень важное направление", - заявил на обсуждении темы ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.

Важным фактором качества образования сегодня становится психологическое благополучие и ментальное здоровье студентов - еще один вывод из доклада. "Наиболее уязвимы здесь первокурсники и иностранцы, - прокомментировал этот тезис глава Минобрнауки. - И сейчас, и на будущее психологическая поддержка студентов должна быть выведена на совсем другой уровень. Ведь если студент разбалансирован, у него нет навыков самостоятельной работы, множится стресс, то ни о каком высоком результате обучения говорить не приходится".

Кстати, ситуацию усугубляет нагрузка студентов. Более 40% студентов отметили существенное ее увеличение во время пандемии. Перегрузка связана прежде всего с проблемами самоорганизации студентов. Первокурсники только что пришли из школы, зачастую лишены психоэмоциальной поддержки со стороны семьи и семейной опеки и в вузе сразу попадают в изоляцию в условиях пандемии. Конечно, эта ситуация не лучшим образом повлияла на процесс адаптации первокурсников.

Но и ситуация со студентами старших курсов тоже непростая, рассказал "НГ" ректор РОСНОУ, глава Ассоциации негосударственных вузов РФ Владимир Зернов. "Пандемия подорвала материальное положение семьи, - отмечает ректор РОСНОУ. - Многие студенты лишились возможности подработки. И хорошо, если их поддерживали семьи. Без этого им пришлось бы очень напряженно".