Ученые предложили использовать тромбоциты для адресной терапии опухолей

24 мая 2023
azom.com

Ученые Саратовского государственного университета СГУ имени Н.Г. Чернышевского разработали систему адресной доставки лекарств на основе тромбоцитов. Клеткам придают магнитные свойства и управляют их движением внутри организма с помощью внешнего поля. Таким образом, тромбоциты переносят лекарство в орган-мишень, рассказали ученые. Результаты исследования опубликованы в журнале Pharmaceutics.

Адресная доставка лекарств – перспективное направление в современной медицине, считают специалисты СГУ. Это точечная транспортировка молекул лекарственного вещества к мишени с помощью управляемого носителя, которым могут выступать другие молекулы или наночастицы.

Исследователи отмечают, что система иммунной защиты распознает и уничтожает попавшие в организм чужеродные объекты. При внутривенном введении нанокомпозитных носителей лекарственных средств они могут распознаваться иммунными клетками как мишень и "ликвидироваться" до того, как достигнут целевого органа. Поэтому разработка систем адресной доставки на основе форменных элементов крови является интересным и перспективным направлением в области биомедицины, считают ученые.

"Мы предлагаем принципиально новый подход, основанный на физиологической особенности тромбоцитов – их способности прикрепляться к циркулирующим опухолевым клеткам", – рассказала старший научный сотрудник лаборатории биомедицинской фотоакустики СГУ Оксана Майорова.

"Это дает возможность закрепить создаваемые нами объекты на раковых клетках и воздействовать на них активным веществом (лечить) или наночастицами (например, перегревать под воздействием внешнего электромагнитного поля)", – рассказал руководитель проекта РНФ, доцент Даниил Браташов.

Ученые уверены, что синергия уникальных свойств тромбоцитов и возможности современной науки могут открыть широкие возможности для использования тромбоцитов в качестве носителей лекарств при индивидуальной адресной терапии заболеваний с меньшими побочными эффектами.