Гузель Улумбекова: "Дополнительные финансы должны пойти на увеличение оплаты труда медработников"

06 августа 2021
В конце мая в онлайн-формате прошел IX Международный конгресс "Оргздрав-2021. Эффективное управление в здравоохранении". Главная тема конгресса - "Пандемия: перезагрузка систем здравоохранения России и мира". На протяжении трех дней 85 экспертов из России, Бразилии, Китая, Германии, Великобритании, Италии, ЮАР, Турции и США обсуждали вопросы устойчивого развития систем здравоохранения и организации борьбы с новой коронавирусной инфекцией в разных странах. Одной из центральных на онлайн- конгрессе стала сессия "Как обеспечить устойчивое развитие системы здравоохранения России", в ходе которой ее участники обсудили стратегические направления развития здравоохранения до 2025 года, меры для ликвидации дефицита медицинских кадров как основы повышения доступности медпомощи, изменения в первичном звене в рамках программы модернизации, меры для устойчивости системы здравоохранения в случае новых угроз, а также финансирование отрасли для того, чтобы выполнить национальные цели по снижению смертности населения.

Приоритетными направлениями системы охраны здоровья на ближайшие годы министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко назвал повышение доступности первичного звена, реализацию национальных проектов, информатизацию отрасли, которая позволит повысить информированность пациентов, обеспечение персонифицированного подхода к профилактике и лечению заболевших, а также повышение эффективности управления здравоохранением на всех уровнях. "На сегодня самая актуальная задача - ускорить темпы вакцинации населения, чтобы к осени 2021 года провакцинировать 60% взрослого населения", - отметил он.

Заместитель председателя ФОМС Светлана Кравчук ознакомила слушателей с последними изменениями в системе ОМС, произошедшими на законодательном уровне. Это переход в ФОМС оплаты специализированной медицинской помощи, оказанной в федеральных медорганизациях; предоставление регионам права самим устанавливать территориальные нормативы объемов медицинской помощи и финансовых затрат с учетом территориальных особенностей; ежемесячное авансирование оплаты медпомощи медицинским организациям в размере 1/12 от установленного финансового обеспечения на год; сокращение объемов плановых контрольных проверок и экспертиз с акцентированием на проведении тематических мероприятий, в том числе по организации медицинской помощи. "В перспективе планируется увеличить в 4 раза предельную сумму расходов на приобретение основных средств, включаемых в структуру тарифа; установить полномочия Минздрава по утверждению методики по распределению объемов медицинской помощи; изменить формы вхождения медорганизаций в систему ОМС с заявительной на уведомительную (при этом критерии отбора будет устанавливать Правительство РФ) и перейти на цифровой полис ОМС", - сообщила заместитель председателя ФОМС.

Финансовая составляющая здоровья граждан. Темой особой озабоченности участников медицинского сообщества остается заработная плата специалистов, в том числе и преподавателей специализированных учебных заведений. Как отметил заместитель председателя Национальной медицинской палаты академик РАН Александр Румянцев, сегодня зарплата профессорско-преподавательского состава медицинских вузов и училищ крайне недостаточна, чтобы стимулировать приход новых кадров, эта проблема также касается оплаты труда ординаторов. "Оплата труда медицинских работников существенно разнится по регионам, а это в результате приводит к неравенству в доступности к медицинской помощи в разных уголках страны", - рассказал он. По словам Александра Румянцева, отмена интернатуры и субординатуры снижает качество подготовки медицинских кадров, а также требуется пересмотр в сторону существенного сокращения номенклатуры специальностей с высшим медицинским образованием. Как считает академик Румянцев, минимальные базовые оклады медработников должны быть установлены на федеральном уровне и составлять у врачей 4 МРОТ, у медицинской сестры - 3 МРОТ, а у младших медработников - 1,5 МРОТ с возвращением их в разряд медицинских работников.

Ректор ВШОУЗ Гузель Улумбекова уверена, что без увеличения государственного финансирования здравоохранения не решить ни одной базовой проблемы здравоохранения. Соответственно, не выполнить национальных целей по улучшению здоровья людей и увеличению ожидаемой продолжительности жизни российских граждан до 78 лет к 2030 г. "Чтобы выполнить эти цели, необходимо, чтобы государственные расходы на здравоохранение с 2020-го по 2023 г. не сокращались на 4% в постоянных ценах, как это заложено в утвержденной бюджетной политике, а, напротив, каждый год увеличивались на 8% в постоянных ценах (+ 400 млрд руб. в среднем в год). В текущих ценах это составит в среднем + 520-550 млрд руб. в год к базе предыдущего года, - считает она. - При таком темпе роста к 2024 г. госрасходы составят около 7 трлн рублей в текущих ценах, или 5% ВВП".

Именно такое государственное финансирование здравоохранения существует сегодня в "новых" странах ЕС, где ожидаемая продолжительность на 5 лет выше, чем в РФ. Дополнительные финансовые средства, по словам ректора ВШОУЗ, должны пойти на увеличение оплаты труда медработников, преподавателей медицинских вузов, НИИ и училищ; на создание системы всеобщего лекарственного обеспечения, чтобы лекарства по рецепту врача были доступны бесплатно не только отдельным категориям, как сегодня в РФ, а всем гражданам, кому врач выписал рецепт, как это происходит во всех развитых странах. "Важнейшим направлением расходования средств должны стать программы по сохранению здоровья граждан в трудоспособном возрасте, по развитию школьной медицины, увеличению объемов реабилитации и санаторно-курортного лечения, а также по увеличению финансирования медицинской науки", - подчеркнула Гузель Улумбекова. Она отметила, что с учетом уроков пандемии наиболее оптимальной и эффективной моделью управления системой здравоохранения является его централизация на уровне Минздрава России, а также бюджетная модель финансирования с оплатой медицинских организаций по смете. Это связано с тем, что здравоохранение, как и оборона, отвечает за безопасность граждан. Все это не исключает участия частных медорганизаций в оказании программы госгарантий (особенно в тех областях, где государственные медицинские организации не могут обеспечить необходимые объемы помощи) и конкуренции медорганизаций всех форм собственности по критерию КМП как дополнительного элемента повышения эффективности деятельности.

Трансляцию конгресса посмотрели свыше 11 тыс. человек из 35 стран мира. Особый интерес "Оргздрав-2021" вызвал в России, США, Белоруссии, Казахстане, Чешской Республике, Украине, Узбекистане. В топ-10 регионов с максимальным числом просмотров вошли Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Краснодарский край, Башкортостан, Московская, Новосибирская, Самарская и Ростовская области. 90% аудитории конгресса составили медработники. 30% зрителей - руководители здравоохранения разных уровней.