Профессор Джозеф Плискин об управлении в медицине: "Никогда не начинайте проект, не удостоверившись в наличии всех ресурсов"

20 мая 2022

Инновационные управленческие подходы основаны на «здравом смысле», являются результатом практического опыта, просты и разрушают миф о модели «вход-выход» («затраты-выпуск»), заявил всемирно известный профессор университета Бен-Гуриона (Израиль) и автор знаменитой книги «Инновационные подходы в управлении медицинской организацией» Джозеф Плискин, выступая на круглом столе X Юбилейного международного конгресса «ОргЗдрав-2022».

«Наша задача сделать больше при тех же ресурсах», - подчеркнул он.

По его мнению, достичь более высоких результатов можно, даже не увеличивая затраты и мощности. Кроме того, потребности надо удовлетворять, а не оптимизировать.

«Удовлетворить потребность – значит довольствоваться разумным решением», - сказал эксперт.

Три основных элемента управления – глобальный взгляд на систему, простые инструменты, фокусировка.

«Чтобы мы не делали, мы не можем избежать ошибок, но мы можем их минимизировать, упростить управленческие модели. Необходим разумный баланс», - считает ученый.

В управлении существуют семь этапов ограничений: определение цели системы; установление показателей, характеризующих деятельность организации на глобальном уровне (например, пропускная способность, операционные затраты, качество и др.); определение системного ограничения; принятие решения по использованию ограничения в собственных интересах, а также устранение фиктивных и стратегических ограничений; подчинение системы ограничению; расширение и устранение ограничения; если ограничение устранено, возврат к определению системного ограничения ( при этом нельзя позволять инертности стать системным ограничением).

В качестве примера фиктивного ограничения он привел ситуацию в операционной больницы, которая не справлялась с намеченным графиком. По его словам, тщательный анализ показал, что в наличии имелись все необходимые ресурсы (хирурги, медсестры, инструменты и т.д.), при этом операционная использовалась далеко не всегда даже при наличии свободного от работы персонала. Как оказалось, желание руководства сэкономить на уборщицах, оставив только одну, привело к тому, что зачастую она убирала палату интенсивной терапии, а значит, не могла одновременно убирать операционную, и наоборот. В результате недорогой ресурс (уборщица) оказался системным ограничением, который привел к снижению эффективности работы операционной.

Важной концепцией в том числе в здравоохранении является и концепция «точно в срок». Например, ситуация со сбором и проведением анализов. Эксперт обращает внимание, что работа с небольшими партиями в данном случае более эффективна, так как затраты на младший медицинский персонал, доставляющий анализы в лабораторию небольшими партиями, не очень обременительны для бюджета, но позволяют оперативно проводить исследования и предоставлять врачу информацию, необходимую для назначения лечения.

Как считает профессор, основные принципы и инструменты работы применимы как в частной, так и в государственной медицине. Их успешное применение позволило, например, одной из университетских клиник Великобритании улучшить на 35% пропускную способность в отделении неотложной помощи, ликвидировать 12-часовые ожидания госпитализации и на 91% сократить ожидание госпитализаций, превышающих 4 часа.

«Никогда не начинайте проект, не удостоверившись в наличии всех ресурсов», - советует Джозеф Плискин.

Подробнее ознакомиться с отдельными работами Джозефа Плискина можно на сайте Высшей школы организации здравоохранения (ВШОУЗ) в разделе Журнал "Оргздрав. Вестник ВШОУЗ". Кроме того, они опубликованы отдельной частью («Инновационные подходы в управлении медицинской организацией», часть VI) во 2-ом издании Национального руководства «Общественное здоровье и здравоохранение с основами медицинской информатики» и 3-ем издании Национального руководства «Медицинская информатика в общественном здоровье и организации здравоохранения» под ред. Г.Э. Улумбековой, В.А. Медика. Приобрести книги можно в интернет-магазине Медкнигасервис и в розничных магазинах издательства «ГЭОТАР»: г. Москва, ул.Садовническая, дом 13, стр. 11 (м. «Новокузнецкая», м. «Третьяковская»), г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 9, стр. 1 (м. «Савеловская»).