ИИ в московском здравоохранении: как проходит эксперимент

25 ноября 2020

На встрече с разработчиками сервисов искусственного интеллекта и представителями ИТ-компаний заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова сообщила, что город расширит эксперимент по внедрению ИИ-технологий в здравоохранение. В частности, увеличат и количество вовлеченных разработчиков, и направлений для применения систем искусственного интеллекта, и количество охваченных экспериментом медорганизаций и врачей. «Газета.Ru» поговорила с директором Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ Сергеем Морозовым и узнали о главных промежуточных итогах экспериментах, а также о планах и перспективах его развития.

- Нужен ли искусственный интеллект в медицине?

- Медицине нужны передовые технологии. Сегодня в Москве уже более 80% диагностического оборудования – это «цифра». Какое-то время назад было невозможно представить, что помогать человеку во время операции будет робот, что сложное хирургическое вмешательство можно провести через «мини-прокол», а диагноз будет ставиться с применением технологий искусственного интеллекта. Сегодня это не просто реальность – без этого уже невозможно работать.

Искусственный интеллект – это дополнительные возможности автоматизации здравоохранения. Мы создали мощнейшую инфраструктуру – Единый радиологический информационный сервис, в который напрямую поступают данные более чем с 1200 аппаратов – и накопили колоссальный массив данных. Они делают удобнее и безопаснее работу врачей и позволяют им быстрее и точнее ставить диагноз. В конечном итоге технологии делают врачей-экспертов доступными для каждого пациента.

Эпидемия ускорила цифровую трансформацию. Появились новые возможности для компаний-разработчиков. В московском эксперименте участвуют 20 компаний, которые уже получают гранты за обработку данных. Если у компании есть решения, способные двигать медицину вперед – мы готовы к такому сотрудничеству.

- Люди опасаются, что технологии вскоре заменят врачей. Расскажите, как эксперт, возможно ли это?

- Ни одна технология не сможет заменить человека: диагноз по-прежнему ставит врач, а операцию, даже с использованием суперсовременного робота, проводит хирург.

Цифровые сервисы и искусственный интеллект – это только помощники, которые облегчают работу врача и снимают с него множество рутинных задач.

Искусственный интеллект никогда не устает. Он не упустит даже самую незначительную патологию и обратит на нее внимание врача, поможет ему сформировать более полную клиническую картину. Но говорить о том, что искусственный интеллект будет лечить пациентов самостоятельно, в корне неверно.

- Что в первую очередь необходимо сделать, чтобы внедрение технологий ИИ в систему городского здравоохранения стало возможным?

- Для работы сервисов искусственного интеллекта в первую очередь необходимо иметь инфраструктуру: цифровое оборудование и единую информационную систему с прямым подключением аппаратов, внутри которой работают врачи. Все это в Москве уже есть, причем цифрового оборудования становится все больше. Вся амбулаторная сеть уже объединена в цифровой контур, совсем скоро этот контур замкнется и в стационарном звене. И наша ключевая задача – грамотно использовать этот консолидированный цифровой ресурс во благо пациентов.

Сейчас более 1200 диагностических устройств в 155 амбулаторных и стационарных медицинских организациях Москвы включены в единый цифровой контур и еженедельно выгружают до 20 тыс. исследований в общий архив.

- Медицина – особая сфера, и главные пользователи всех сервисов – врачи. Как учесть их пожелания, требования?

- Разработчикам сервисов не просто нужно быть в постоянном контакте с врачами, это жизненно необходимо. Если разработчик хочет, чтобы его продукт был востребован, ему нужно знать, как он используется, какие плюсы, какие минусы, какие перспективы для дальнейшего развития.
И очень важно предусмотреть как можно больше нюансов еще на этапе разработки. Архитектор системы должен знать, как она будет развиваться, и закладывать определенные возможности для масштабирования и интеграции новых компонентов, для расширения модальностей возможных исследований. А добиться этого, без общения непосредственно с пользователем программного продукта, невозможно.

Еще одним важным аспектом является удобство использования системы врачом. Если для работы с новой разработкой ему потребуется длительное обучение с серьезными трудозатратами, то такое решение будет проигрывать простым и удобным сервисам. Все должно быть понятно и доступно практически на интуитивном уровне – включил, прошел минимальное обучение и работаешь. Каждый сервис должен помогать врачу и страховать его от возможных ошибок, должен быть ему полезным.

- Расскажите, каких результатов уже удалось добиться в использовании технологий ИИ в московском здравоохранении?

- Эти технологии сыграли и продолжают играть очень важную роль в диагностике заболеваний, их лечении, в том числе в борьбе с эпидемией COVID-19. Искусственный интеллект сейчас активно используется для анализа КТ-изображений пациентов с коронавирусной инфекцией и очень хорошо себя зарекомендовал. Это уже не пилотный проект, а реальное использование алгоритмов в «боевых условиях», с его помощью проанализированы десятки тысяч снимков пациентов с новой коронавирусной инфекцией.

Сейчас сервисы на основе искусственного интеллекта применяются не только для диагностики COVID-19, но и в других сферах – в описании компьютерных томограмм (в том числе низкодозных), рентгеновских снимков, флюорограмм и маммограмм. Общее количество исследований, проанализированных с использованием технологий искусственного интеллекта уже превысило 1,3 миллиона и постоянно растет.

В городских поликлиниках начали использовать сервисы на основе искусственного интеллекта, которые помогают автоматизировать многие рутинные процессы. Например, система поддержки принятия врачебных решений способна на основе жалоб пациента предложить несколько наиболее вероятных диагнозов, а система «пакетных назначений» позволяет открыть направления на обследования, необходимые для подтверждения предварительного диагноза, буквально в несколько кликов. Это экономит время специалиста и позволяет ничего не упустить. Эта система будет развиваться и дальше.

Технологии искусственного интеллекта – это одно из самых прогрессивных направлений, и мы будем его активно развивать, тем более, что в Москве для этого уже создана уникальная цифровая инфраструктура, к которой мы можем подключать новые цифровые сервисы. Уже сейчас более 20 компаний-разработчиков предложили почти 40 решений на основе ИИ именно для медицинского сектора по 4 клиническим сценариям: КТ, маммографии и рентгенографии для диагностики онкологических и инфекционных заболеваний. В дальнейшем их число будет только расти.

Источник: https://www.gazeta.ru/tech/2020/11/25_a_13373749.shtml