Большинство генерируемых и собираемых органами власти данных агрегируется в государственных информационных системах (ГИС). Например, Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) собирает данные о госконтрактах, Единый государственный реестр объектов культурного наследия (ЕГРОКН) содержит данные об объектах культуры на территории страны и т.д. Такие системы характеризуют уровень функциональной открытости государства, то есть доступность и качество данных для граждан, бизнеса, НКО, СМИ и местных органов власти.
Сейчас в России функционирует 876 информационных систем федерального уровня (уточненные данные ФГИС координации информации). По оценкам авторов доклада, суммарные расходы на них за 2017-2019 годы составляют 60-75 млрд рублей, включая затраты на центры обработки данных и инфраструктуру электронного правительства. Это около 50-60% от всех IT-бюджетов госорганов. Наиболее дорогостоящие системы представлены на графике.
Эксперты детально проанализировали 50 федеральных государственных информсистем и составили их рейтинг по уровню доступности информации и качеству данных в них. По итогам оценки только 8 ГИС (16 %) попали в категорию с высокой степенью открытости, а 29 (58 %) были отнесены к категориям с низкой открытостью или почти закрытым.
"Счетная палата стремится к тому, чтобы ГИС в полной мере соответствовали принципам открытости, чтобы данные в них были доступны для работы и управленческих решений, и граждане могли ими пользоваться без ограничений", - заявил Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, анонсируя доклад на московском Дне открытых данных.
Ключевые рекомендации, сформированные авторами исследования:
После рассмотрения Коллегия Счетной палаты приняла решение направить аналитический доклад зампреду Правительства Дмитрию Чернышенко, а также в Минкомсвязь и обе палаты Федерального Собрания.