Заключение о расходах бюджетов бюджетной системы РФ по разделу "Здравоохранение" на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

10 октября 2020

скачать PDF

Анализ

1. Расходы бюджетов бюджетной системы по разделу "Здравоохранение" (или государственные расходы на здравоохранение) в текущих ценах в 2021 г. по сравнению с 2020 г. останутся на прежнем уровне (4,4 трлн. руб.). При этом расходы федерального бюджета сократятся на 11%, консолидированные бюджеты регионов - на 1%, а бюджет ФОМС увеличится только на 8%. К 2023 г. государственные расходы на здравоохранение по сравнению с 2020 г. вырастут только на 8% (см. табл. 1).

2. Государственные расходы на здравоохранение с поправкой на инфляцию или в постоянных ценах (2019 г.=100%) в 2021 г. по сравнению с 2020 г. сократятся на 3%, а к 2023 г. - на 4% (см. табл. 1).

3. Государственные расходы на здравоохранение в доле ВВП в 2021 г. по отношению к 2020 г. сократятся с 4,1% до 3,8% ВВП, а к 2023 г. - до 3,6% ВВП (см. табл. 1). Это означает, что темпы роста расходов на здравоохранение будут отставать от темпов роста ВВП.

4. В РФ в 2019 г. государственные расходы на здравоохранение по сравнению с развитыми странами были значительно ниже (см. табл. 2):

  • в доле в ВВП они были в 1,4 раза ниже по сравнению с "новыми" странами ЕС, которые близки к РФ по уровню экономического развития (Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония), и в 2,2 раза ниже, чем в "старых" странах ЕС (соответственно - 3,7%, 5% и 8% ВВП);
  • по доллару ППС (1 $ ППС = 25,7 руб.) на душу населения они были в 1,8 раза ниже, чем в "новых" странах ЕС, и в 3,9 раза ниже, чем в "старых" странах ЕС (соответственно - 1010, 1850 и 3950 $ППС); 
  • как следствие, в РФ доля личных расходов населения на здравоохранение (от общих расходов населения и государства) была на 40% выше, чем в "новых" странах ЕС, и на 60% выше, чем в "старых" странах ЕС (соответственно - 35%, 25% и 22%).

5. Доля расходов российского бюджета в ВВП составляет 34-35%, в то время как в "новых" странах ЕС она на 26% больше, чем в РФ, а в "старых" странах ЕС - на 35% больше (соответственно - 43% и 46%). Это позволяет этим странам тратить существенно больше средств на социальную сферу, в том числе на здравоохранение.

6. В 2021-2023 гг. расходы бюджетной системы на целевые проекты, преимущественно направленные на обновление инфраструктуры медицинских организаций, составят около 330 млрд. руб. в год (90 млрд. руб. на модернизацию первичного звена здравоохранения и около 240 млрд. руб. на национальный проект "Здравоохранение"). Это 7% от государственных расходов на здравоохранение.

7. Однако в РФ в 2021-2023 гг., кроме решения проблемы с изношенностью основных фондов, потребуется гораздо большее финансирование здравоохранения, чем предусмотрено. В первую очередь, на оказание медицинской помощи дополнительным потокам пациентов с новой коронавирусной инфекцией и тем пациентам, которым помощь была отложена по плановым показаниям в предшествующий период. Во-вторых, потребуется решить накопившиеся до эпидемии другие неотложные проблемы в отрасли, а именно:

  • дефицит медицинских кадров и крайне низкие базовые оклады: у врачей от 12 до 35 тыс. руб., а у медицинских сестер - от 10 до 20 тыс. руб. В сочетании с постоянными переработками, избыточными, невыполнимыми требованиями и излишними проверками это является причиной дефицита кадров в отрасли. Кроме того, высокий уровень выгорания специалистов и продолжающаяся эпидемия усилят отток кадров из отрасли. Особенно тяжелая ситуация сложилась в первичном звене здравоохранения, где врачей в 1,5 раза меньше необходимого (на 36 тыс. чел.), средних медицинских работников - в 1,8 раза меньше (на 66 тыс. чел.), в том числе фельдшеров - в 1,9 раза меньше (на 20 тыс. чел.). В результате сегодня обеспеченность врачами в РФ на 14% ниже, чем в Германии при большем потоке больных людей и низкой плотности населения;
  • недостаточное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях в 2,8 раза меньше на душу населения, чем в "новых" странах ЕС, а это один из главных индикаторов доступности медицинской помощи. Бесплатные лекарства у нас получают только отдельные категории граждан, а за рубежом - все, кому врач выписал рецепт, что называется системой всеобщего лекарственного обеспечения;
  • необходимость реализации дополнительных и расширения имеющихся целевых программ, направленных на улучшение здоровья отдельных категорий населения:
− восстановление "школьной медицины" (смертность детей в РФ в 1,5 раза выше, чем в "новых" странах ЕС);

− восстановление производственно-цеховой медицины (смертность трудоспособного населения в РФ в 2,5 раза выше, чем в странах ЕС);

− расширение объемов медицинской помощи пациентам с психической патологией и наркозависимостью (в 2018 г. в РФ было зарегистрировано 609 тыс. новых случаев психических заболеваний, 6 млн. случаев составляет общая заболеваемость, 1,5 млн. чел. с этой патологией состоят на учете).

8. По расчетам, на решение названных проблем потребуется увеличение государственного финансирования здравоохранения на 600 млрд. руб. ежегодно в постоянных ценах 2019 г., а именно: с 4,2 трлн. руб. в 2020 г. до 6,0 трлн. руб. к 2023 г., что будет составлять 5,3% ВВП.

Вывод

Запланированные государственные расходы на здравоохранение (бюджет ФОМС, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты регионов) в 2021 г. по сравнению с 2020 г. сократятся на 3%, а к 2023 г. - на 4% (в ценах с поправкой на инфляцию). Это произойдет преимущественно за счет федеральной составляющей, которая уменьшится на 14% в 2021 г. и на 23% - к 2023 г. При этом эти расходы в РФ сегодня и так в 1,4 раза ниже в сопоставимых показателях, чем в странах, близких к РФ по уровню экономического развития.

Такое сокращение государственных расходов на здравоохранение приведет к дальнейшему снижению гарантированной Конституцией бесплатной медицинской помощи и нарастанию критических проблем в отрасли. Как следствие, не будут достигнуты национальные цели, поставленные Президентом РФ, и вырастет недовольство населения. Для решения названных проблем необходимо изыскать дополнительные средства федерального бюджета в размере не менее 600 млрд. руб. ежегодно (в ценах 2019 г.).

Таблица 1. Расходы бюджетов бюджетной системы РФ на здравоохранение 2019-2023 гг.1

Clip2net_201010163543.png


Табл. 2. Государственные расходы на здравоохранение в РФ и странах ЕС (даны расходы за последний имеющийся год - 2018-2019 гг.)2

Clip2net_201010163602.png

Ректор ВШОУЗ, д.м.н. Г.Э. Улумбекова

1 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, 1 октября 2020 г.

Источник: база данных ОЭСР (https://stats.oecd.org/#): Health/Health expenditure and financing/Health expenditure and financing. Function: Current expenditure on health (all functions). Measure: Share of gross domestic product. Financing scheme: All financing schemes (общие) и Government/compulsory schemes (государственные). Расчет: ВШОУЗ-КМК. 

3 "Новые-8" стран ЕС включают Чехию, Эстонию, Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Словакию и Словению, которые близки к РФ по ВВП на душу населения в год.