Оптимальная модель здравоохранения - уроки пандемии?

09 декабря 2020

Оптимальная модель здравоохранения – уроки пандемии? (смотреть видео)

Обсуждение оптимальной модели здравоохранения с учетом опыта борьбы с COVID-2019 прошло 8 декабря 2020 г. на канале Гарвардского клуба России. В дискуссии приняли участие Гузель Улумбекова, ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением, MHCM'18, Сергей Морозов, директор Центра диагностики и телемедицины, MPH’06, Антон Титов, MD, PhD, MBA (HBS), CEO Diagnostic Detectives Network, Александр Надмитов, модератор, управляющий партнёр юридической фирмы «Надмитов, Иванов и Партнеры»

В 1960-х годах советское здравоохранение служило примером для многих стран. В довольно сжатые по историческим меркам сроки СССР удалось создать почти идеальную для своего времени систему, которую назвали в честь ее организатора Николая Семашко. Суть ее заключалась в следующем: государство берет на себя заботу о здоровье граждан, разворачивает сеть больниц, услугами которых каждый может пользоваться бесплатно. Акцент делался на профилактике заболеваний. Продолжительность жизни населения удалось поднять с 35 лет в начале века до европейских 70 лет к концу 60-х годов. При этом объем финансирования медицины из бюджета был примерно на уровне западных стран: в 1960 г. на здравоохранение СССР выделял 1,6% ВВП, тогда как США – 1,3% ВВП (к 80-м Советский Союз тем не менее уже всерьез отставал от западных стран по уровню вложений).

В последнее десятилетие последовательно проводилась реформа здравоохранения, результатом которой стала «массовая ликвидация и укрупнение медицинских учреждений, постоянное сокращение медицинского персонала». Как следует из информации Росстата, с конца 2000 года по конец 2016-го количество больниц сократилось с 10 тысяч 700 до 5 тысяч 400, число больничных коек — с 1 миллиона 671 тысяч до 1 миллиона 197 тысяч, количество поликлиник — с 21 тысячи 300 до 19 тысяч 100. По данным Росстата, количество станций скорой помощи в 2000-2016 годах сократилось с 3 тысяч 172 до 2 тысяч 458.

Текущая обеспеченность больничными койками достигла показателей РСФСР 1960 года.

При нынешних темпах сокращения больниц (около 350 в год), через 5 — 6 лет Россия может дойти до показателей Российской империи 1913 года (около 3 тысяч).

Отметим, что на фоне сокращения медучреждений количество обращений в них не только не сократилось, но даже выросло.

При это тренд на сокращение расходов на здравоохранение сохраняется, в принятом Госдумой проекте бюджета в 2021 г. федеральные расходы на здравоохранение сокращаются до 1,1 трлн руб. Это на 162 млрд руб. меньше расходов текущего года.

Из недавнего отчета Счетной палаты следует, что Россия занимает по официальным данным 65-е место по тратам на здравоохранение (3,5% ВВП, в рублях), уступая многим странам, в Германии на здравоохранение расходуется 11,1% ВВП, во Франции — 11,5%, в США — 17,1% (соответственно, в евро и долларах).

Ситуацию усугубляет то, что здравоохранение передано в полномочия регионов, бюджеты которых сильно различаются и которые порой устанавливают свои правила.

Так как в РФ 85 субъектов, то получается 85 систем здравоохранения.

Во многих регионах России недостаточное финансирование сочетается с высокой смертностью и недостатком медицинских кадров, а также с недостаточной медицинской инфраструктурой.

На 1 января 2019 года из 116 865 зданий, в которых оказывается медицинская помощь, 14% находились в аварийном состоянии, в 30,5% отсутствовал водопровод, в 52,1% – горячее водоснабжение, в 41,1% – центральное отопление, в 35% – канализация.

В целом по стране в поликлиниках насчитывается в 1,5 раза меньше врачей первичного звена и почти в 2 раза меньше медсестер по сравнению с установленными Минздравом нормативами.

На фоне этого снижается качество и скорость бесплатного медицинского обслуживания, и население все больше прибегает к платным услугам, доля которых неуклонно растет.

Спикеры пришли к выводу о необходимости повышения уровня финансирования системы здравоохранения, усилении первичного звена, исправления регионального неравенства в финансировании здравоохранения, переход на объективные критерии оценки эффективности медицинских учреждений, улучшения качества медицинского образования, изменения системы лицензирования медицинских работников.

Видео по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=9cPlxij_8K0&feature=youtu.be