Коронавирус: Неотложные меры в здравоохранении РФ

02 Апреля 2020

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО НЕОТЛОЖНЫМ МЕРАМ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РФ ПО БОРЬБЕ С ЭПИДЕМИЕЙ НОВОГО КОРОНАВИРУСА . ВЕРСИЯ №2 от 31.03.20

Введение

Сегодня в РФ меры социальной изоляции граждан, направленные на ограничение распространения нового коронавируса COVID-19 (далее – коронавирус), принимаются правильно и должны быть только усилены. Это позволит избежать одномоментного увеличения числа пациентов, которым необходима госпитализация - в среднем их число составит до 14% от инфицированных . Причем такие пациенты будут нуждаться в более интенсивном и длительном лечении, чем обычно: четверть из них потребует нахождения в отделении реанимации, 80% из которых будет нужна искусственная вентиляция легких (ИВЛ). Среднее время пребывания в стационаре госпитализированных пациентов составит 12-14 дней, в реанимации – 8 дней. Такие показатели связаны с тяжелым поражением дыхательных путей при данной инфекции.

Даже с учетом того, что ситуация в РФ вероятнее всего будет развиваться по благоприятному сценарию, система здравоохранения должна быть однозначно подготовлена к худшему сценарию. То есть к тому, что потокипациентов на систему здравоохранения возрастут на 9-10% от имеющегося, как это произошло в Италии . В США сделаны расчеты даты пика эпидемии, прогнозы количества смертей, потребности в дополнительном коечном фонде и аппаратах ИВЛ по каждому штату (в зависимости от сроков начала эпидемии и принятых мер социальной изоляции). Эти данные обновляются ежедневно . Согласно этим расчетам в США пик эпидемии придется на 15 апреля. В штате Нью-Йорк с населением 19,5 млн чел (в котором меры социальной изоляции приняты даже чуть раньше, чем в Москве) пик эпидемии ожидается 9 апреля, в этот день там прогнозируется почти 800 смертей. Всего США за 4 месяца ожидается более 81 тыс. смертей.

Путем экстраполяции расчетов, сделанных в целом для США , всего в РФ на пике эпидемии дополнительно потребуется около 30 тыс. коек (+3% к 990 тыс. имеющимся). Коек реанимации (интенсивного лечения) всего в РФ потребуется дополнительно - 7 тыс. (+14% к 50 тыс. имеющимся) . Это с учетом большей удельной обеспеченности коечным фондом в РФ в 2 раза.

Расчеты для Москвы по худшему сценарию можно сделать по прогнозам для штата Нью-Йорк. Это означает, что в Москве всех коек потребуется дополнительно +40 тыс. (+70% к 57 тыс. имеющимся), с учетом большей удельной обеспеченности общим коечным фондом в Москве в 1,5 раза. Коек реанимации потребуется дополнительно + 7,8 тыс. (в 2,8 раз больше, чем имеется - 2,8 тыс.). А аппаратов ИВЛ дополнительно потребуетсякак минимум не менее 2,6 тыс. (из расчета 1 аппарат на 3 койки реанимации). Пояснения к расчетам представлены в табл.2.

45.PNG

Организация работы системы здравоохранения в таких условиях потребует немедленной централизации управления на уровне Минздрава России, в том числе подчинения службы санитарно-эпидемиологического надзора Минздраву России, перевода ключевых главных внештатных специалистов на работу в штат Минздрава России с наделением их полномочиями и ответственностью управлять ситуацией в регионах, как это было в Советское время. Потребуется также перевод финансирования медицинских организаций на смету.

Такие страны как Тайвань, Южная Корея и Япония, благодаря централизованной вертикали управления здравоохранением, в том числе над санитарно-эпидемиологической службой, смогли добиться существенных успехов в борьбе с эпидемией нового коронавируса. По сравнению с Европейскими странами у них в разы меньше число зараженных пациентов на миллион населения, соответственно меньше летальность, данные представлены в табл. 1 в Приложении.

Неотложные задачи для Минздрава РФ

1. В соответствии со статьей 14 (раздел 6) Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в связи с возникновением чрезвычайной ситуации необходимо срочно централизовать управление здравоохранением РФ на уровне Минздрава России и во главе с Министром. Это позволит скоординировать мероприятия в регионах в борьбе с коронавирусом и рационально распределить дефицитные ресурсы. Для этого в Минздраве необходимо создать оперативный штаб во главе с Министром, в который включить заместителей министров: промышленности и торговли, науки и образования, транспорта и др.

У Министра должны быть заместители:

  • 1) главный санитарный врач России,
  • 2) по внутренним вопросам (ситуация в регионах),
  • 3) по внешним вопросам (ситуация за рубежом),
  • 4) главный штатный специалист по анестезиологии и реаниматологии,
  • 5) главный штатный специалист по инфекционным болезням,
  • 6) по финансовым вопросам,
  • 7) по общению со СМИ.

Министр готовит на подпись Председателю Правительства все оперативные документы и занимается только вопросами борьбы с эпидемией. Текущие вопросы управления здравоохранением должны быть делегированы его первому заместителю.

Все нормативные документы, подготовленные Минздравом России должны быть обязательны к исполнению регионами (а не рекомендательны, как сегодня), безотлагательно распространяться в региональные штабы и размещаться на специально созданном сайте Минздрава с переходом на сайты субъектов РФ. Для ускорения принятия решений стандартную процедуру общественного обсуждения Приказов и Постановлений Правительства необходимо отменить. Ежедневно к определенному часу все региональные штабы готовят сводку и отчет о состоянии дел в субъектах РФ, а соответствующий заместитель Министра о ситуации за рубежом. На основании этих сводок ежедневно готовится оперативная справка для Президента РФ и Председателя Правительства РФ.

2. По аналогии с Минздравом России необходимо создать региональные оперативные штабы во главе с региональным руководителем органа управления здравоохранением, а не вице-премьером по социальным вопросам, который как правило, не имеет медицинского образования. У регионального министра должны быть заместители – 1) главный санитарный врач региона, 2) главный штатный специалист по интенсивной терапии и реанимации, 3) главный штатный специалист по инфекционным болезням 4) по финансам и 5) по общению со СМИ. Москва и Московская область должны быть объединены в единую конгломерацию по борьбе с эпидемией, также - Санкт-Петербург и Ленинградская область.

3. Перевести внештатных специалистов, вовлеченных в борьбу с эпидемией, в штат Минздрава России. Они должны заниматься только организацией медицинской помощи по своему направлению на федеральном уровне и в регионах, для чего наделить их соответствующими полномочиями и ответственностью. По аналогии необходимо назначить главных штатных специалистов в регионах. В первую очередь это касается следующих направлений – анестезиология и реанимация, пульмонология, инфекционные болезни, клиническая лабораторная диагностика.

4. Провести мобилизацию всех ресурсов реанимационной службы, в том числе частной медицины, а именно: учет всей наркозно-дыхательной аппаратуры, мониторов, инфузоматов, а также специалистов анестезиологов-реаниматологов, в том числе тех, кто ранее работал по данной специальности. Организовать систему ускоренной переподготовки специалистов по анестезиологии-реанимации из числа врачей других специальностей (в том числе тех, кто ранее работал по этой специальности) и уже сегодня начать их обучение непосредственно под надзором опытных специалистов.

5. Организовать аналитическую группу в Минздраве России для проведения прогнозных расчетов скорости распространения и масштабов эпидемии по субъектам РФ, чтобы спланировать число дополнительных госпитализаций. Развернуть в соответствии с этими прогнозами дополнительные коечные мощности на уже имеющихся площадях (поскольку на строительство новых коечных мощностей мало времени). Это позволит сконцентрировать необходимые ресурсы в тех регионах, где в данный момент имеется самая высокая потребность. Например, можно будет организовать передвижныемобильные реанимационные бригады.

6. Там, где это оправданно, отменить плановые госпитализации в стационары. Однако, следует иметь в виду, что число экстренных госпитализаций, не связанных с эпидемией и которые нельзя будет отложить, составляет в среднем половину от всех обычных госпитализаций или 1,3 млн. пациентов в месяц. И эти пациенты должны получить адекватную медицинскую помощь. Максимально увеличить охват населения тестированием на наличие инфекции нового коронавируса с последующей изоляцией граждан при его выявлении.

7. Все закупки и распределение медицинского оборудования, медикаментов, расходных материалов для реанимационной службы и развертывания дополнительных коек должны проводиться только централизованно Минздравом России, как между регионами, так и отдельными медицинскими организациями. Для этого необходимо выделить дополнительные финансовые средства из федерального бюджета (не менее 300 млрд. руб.). Эти дополнительные расходы нельзя производить, как это делается сегодня, за счет средств для оказания других видов медицинской помощи, не связанных с эпидемией. Это опасно осложнениями заболеваний и смертями пациентов, которые нуждаются в этой помощи.

8. Необходимо сделать расчеты, сформировать приоритетный государственный заказ на производство и централизованную поставку требуемого количества дефицитных лекарств, расходных материалов, дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты (масок, халатов). Их распределение также должно происходить только централизованно. Необходимо срочно организовать производство отечественных аппаратов ИВЛ.

9. Предусмотреть дополнительные средства на оплату труда медицинских работников – дополнительно минимум 100% за работу в особых условиях, как это сделано для сотрудников Росгвардии. Сегодня проектом Постановления Правительства (о стимулирующих выплатах медицинским работникам в связи с работой в особых условиях по борьбе с коронавирусом) предусмотрено дополнительно только 50% в среднем от ежемесячной оплаты труда, что крайне недостаточно за интенсивный и опасный для жизни и здоровья труд. Для справки: в Китае на настоящий момент от коронавируса заболело 3000 врачей, из них 22 погибло, в Италии погибло более 40 врачей. Для этого на 3 месяца потребуется не менее 200 млрд, а не 10,2 млрд руб., как предусмотрено. Эти средства должны быть выделены в федеральном бюджете и поэтапно направляться в регионы.

10. Немедленно перевести все медицинские организации на сметное финансирование. Это означает рассчитать, сколько потребуется средств на поддержание текущей деятельности медицинской организации по основным статьям расходов (заработная плата, расходные материалы, лекарства и др.). В противном случае, многие медицинские организации из-за существенных изменений в потоках пациентов не смогут обеспечить свою деятельность. Отменить проверки страховых медицинских организаций и рассмотрение дел против медицинских работников правоохранительными органами.

11. Организовать ежедневные (в определенный час) брифинги Министра здравоохранения и руководителей региональных органов управления здравоохранением в регионах. Сегодня на системной основе этого не происходит, в результате население заполняет эту пустоту домыслами. Говорить надо спокойно, правдиво и твердо – о сложившейся ситуации, о принимаемых мерах, о рекомендациях для населения. И это должны делать врачи, что успокоит население.

12. Правительству и руководителям профессиональных медицинских ассоциаций обратиться к населению с просьбой проявлять максимальное уважение к работе медицинских работников.

Неотложные меры в Москве

1) Назначить главного штатного специалиста анестезиолога-реаниматолога - он должен заниматься только организацией медицинской помощи и срочной мобилизацией ресурсов.

2) Реквизировать свободные аппараты ИВЛ (и другие критически важные виды медицинского оборудования, расходных материалов и медикаментов) у частных и федеральных медицинских организаций (оплатив по рыночной цене). Их надо централизованно распределять между лечебными учреждениями в зависимости от оперативной ситуации. В первую очередь, централизованно обеспечить средствами личной защиты врачей.

3) Разделить все городские больницы на те, которые будут работать по приему и лечению инфекционных больных, и те, которые будут работать по приему экстренных больных с другими заболеваниями.

4) Организовать мобильные передвижные бригады реаниматологов-анестезиологов с оборудованием из других регионов, в которых пока нет пика эпидемии.

Этот вызов должен привести к осознанию обществом и властью, что здравоохранение – это такая же основа безопасности страны, как и силовые ведомства, а медицинские работники – это те же военнослужащие.

Подготовлено д.м.н. Г.Э. Улумбековой, к.м.н. А.В. Васильевым, к.э.н. Н.Ф. Прохоренко, к.э.н. А.Б. Гинояном, И.В. Петрачковым

98.PNG