Гузель Улумбекова о вакцинации: "Каждый из нас в безопасности, когда в безопасности все"

09 декабря 2021

Ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением, д.м.н. Гузель Улумбекова 8 декабря 2021 года выступила в Государственной Думе РФ на круглом столе "Законодательное обеспечение противодействия распространению новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации", подготовленном фракцией КПРФ.

"В 2020 году дополнительная смертность по сравнению с 2019 годом составила 340 тысяч человек. Численность населения страны сократилась на 600 тысяч человек. По итогам 2021 года дополнительная смертность составит 550 тысяч человек, а естественная убыль - 900 тысяч человек. Население страны сократится на 750 тысяч человек", - сообщила она.

По словам эксперта, в 2020 г. дополнительная смертность в расчете на 1 млн населения в России была на 33% выше, чем в Польше, почти на 60% выше, чем в США, в 5 раз выше, чем в Германии. За 10 месяцев 2021 года эти показатели примерно в 2 раза выше, чем в Польше и США, в 4,3 раза выше, чем в Германии.

Причинами сверхвысокой смертности в России стали, во-первых, высокая реальная заболеваемость COVID-19, которая в 2 раза выше, чем данные официальной статистики. Если инфицированных больше, то и умерших также больше, отметила Гузель Улумбекова.

Во-вторых, в России была несистемная, непоследовательная работа со средствами массовой информации и населением.

"В результате мы провалили прививочную кампанию. Число полностью привитых граждан в нашей стране намного ниже, чем в других странах: соответственно 44% и 75%", - сообщила она.

Третьей причиной ректор ВШОУЗ назвала длительное недофинансирование системы здравоохранения государством и, как следствие, ее ослабление. Она подчеркнула, что государственные расходы в РФ в доле ВВП в 1,6 раза ниже, чем в "новых 8" странах ЕС, которые близки к России по уровню экономического развития, и в 2,4 раза ниже, чем в "старых" странах ЕС.

"Арифметика в отрасли простая - сколько денег, столько будет врачей, лекарств, объемов бесплатной медицинской помощи. У нас была полная неготовность инфекционной службы", - констатировала ученый.

С 1990 по 2019 гг., по ее данным, численность инфекционных коек в стране сократилась в 2,6 раза, а туберкулезных - в 1,7 раза, при чем произошло это на фоне роста смертности от инфекционных болезней в 2 раза. Аналогичная картина наблюдается и с врачами-инфекционистами (сокращение 20%) и фтизиатрами (сокращение в 1,7 раза).

Гузель Улумбекова считает чудом, что в нашей стране разработаны 4 вакцины при нынешнем финансировании медицинской науки. Оно в 5 раз меньше в доле ВВП, чем в развитых странах и в 23 раза меньше, чем в США. При этом в США, сообщила она, идет обсуждение дополнительного увеличения финансирования на эти цели.

Дополнительными причинами сложившейся ситуации ученый считает отсутствие централизации управления борьбой с пандемией на уровне Минздрава и различие вводимых мер в регионах. Не были приняты, по ее мнению, достаточные противоэпидемические меры во время второй и третьей волн эпидемии, в частности, контроль ношения масок, достаточность выявления и отслеживания случаев заражений и их контактов. В числе негативных факторов также выгорание и стресс, отмечаемый у 70-90% медицинских работников, и при этом продолжающиеся против них репрессии. За время пандемии в России погибли, по данным ректора ВШОУЗ, около 1500 медицинских работников.

Среди стран, которые смогли добиться низкой смертности, Германия, Норвегия, Китай, Южная Корея. По мнению Гузель Улумбековой, им это удалось благодаря своевременному реагированию, основанному на наличии протоколов действий в чрезвычайных ситуациях; централизованной и скоординированной с другими ведомствами системе оперативного управления пандемией во главе с министром здравоохранения, которому подчинялась в том числе санитарно-эпидемиологическая служба; высокому уровню тестирования с отслеживанием контактов; ежедневной системной информационной работе с населением; жесткому соблюдению ограничительных мер (вводимых в зависимости от количества заражений) и высокой приверженности им населения; обеспеченности медицинскими кадрами и стационарными койками, а также высокому уровню государственного финансирования здравоохранения.

Из ситуации с пандемией России необходимо извлечь определенные уроки, считает эксперт. "Первое и главное - без увеличения государственного финансирования здравоохранения нам ничего не удастся добиться", - убеждена она.

По расчетам ВШОУЗ, финансирование необходимо ежегодно увеличивать на 500 млрд. рублей, чтобы к 2025 году добиться выделения уровня 5% ВВП. Эти средства должны быть направлены, в частности, на ликвидацию дефицита и повышение оплаты труда врачей-инфекционистов, оснащение лабораторий, а также увеличение числа специалистов санитарно-эпидемиологической службы, объемов помощи и тарифов по инфекционным заболеваниям в 2-3 раза, объемов бесплатного тестирования населения. Кроме того, необходимо в 3 раза (на 100 млрд. руб.) увеличить финансирование медицинской науки, направив деньги, в том числе, на разработку новых антибактериальных и противовирусных средств.

Гузель Улумбекова также предлагает уделить особое внимание прививочной кампании, которая должна включать борьбу с распространением ложной и опасной для здоровья людей информации, широкую пропаганду экспертной и научно-обоснованной информации в СМИ и соцсетях, меры по повышению устойчивости общества к ложной информации и дезинформации, обеспечение межсекторального и межведомственного сотрудничества, максимальное задействование медработников, индивидуальный подход к различным группам населения, активное смс-информирование пациентов.

"Об этом должны говорить профессионалы - медики, ученые, а также те, кому доверяет общество", - уверена она.

Как подчеркнула врач, вакцинация снижает риски госпитализаций в 7 раз, а смерти - в 21 раз. Риск умереть в течении года после перенесенной коронавирусной инфекции увеличивается в 3 раза, предупредила ректор ВШОУЗ. При этом бустерная доза практически всех вакцин безопасна повышает иммунный ответ от 2 до 34 раз.

По мнению Гузель Улумбековой, Оперативный штаб по борьбе с эпидемиями должен находиться в Минздраве России, чтобы решения принимались оперативно и профессионально. Кроме того, должна быть Государственная программа по борьбе с инфекционными угрозами, регулярный отчет о ее реализации перед Государственной Думой и Советом Федерации, обоснованные резервы коечных мощностей и медицинских кадров, а также инструкции для всех уровней системы здравоохранения.

Особое беспокойство ученого и врача вызывает состояние медицинских работников, для нормальной работы которых необходимо создавать благоприятную обстановку в медицинских организациях, обеспечивать базовые потребности медиков - от СИЗов до заботы о детях, оказывать комплексную психологическую поддержку и экстренную помощь при чрезвычайно высоком уровне "выгорания", а также ежедневно поддерживать коммуникации и обратную связь между сотрудниками и руководством. По мнению эксперта, все принимаемые меры должны быть добровольными, однако необходимо понимать, что "каждый из нас в безопасности, когда в безопасности все".