Исследование: клиницисты неоднозначно оценивают цифровизацию медцентров
Клиницисты ощущают разрыв между уровнем приоритетности при работе их медцентров по устранению дефицита кадров и внедрением ИИ и других цифровых технологий, такой вывод следует из отчета нидерландского издателя научных журналов Elsevier, посвященного проблематике и трансформации профессии клинициста в ближайшем будущем. Документ базируется на опросе, в котором участвовали 2 тысяч врачей и студентов-медиков по всему миру. Несмотря на то, что обеспечение доступа к цифровым инструментам для помощи в принятии решений является приоритетной задачей для учреждений, только 32% врачей считают, что их медорганизации хорошо работают в этой области. В то же время медики готовы использовать технологии и ждут следующих шагов клиник по этому вопросу.
По словам клиницистов, цифровые инструменты для диагностики состояний пациентов, которыми они располагают, не являются адекватными в использовании. Так считает четверть опрошенных врачей и 30% медсестер. Кроме того, эксперты пришли к выводу, что исследования показывают низкий уровень удовлетворенности медицинских специалистов внедрением инноваций. Меньше трети клиницистов (32%) довольны тем, как их учреждения обеспечивают доступ к цифровым инструментам, включая ИИ. Еще меньше тех, кто положительно оценивает усилия руководства по обучению работе с ИИ (30%) и выстраиванию грамотной системы управления этими технологиями (29%). Ключом к повышению доверия к ИИ со стороны врачей являются четкие инструкции: 57% опрошенных заявили, что такое руководство сделало бы искусственный интеллект для них более надежным инструментом.
Ситуацию усугубляет появление так называемых информированных пациентов. Благодаря легкому доступу к данным, в том числе через общедоступные ИИ-сервисы, люди приходят к врачу с уже готовыми предположениями и ожиданиями, что создает дополнительную нагрузку. Среди испытывающих нехватку времени медиков 22% указывают на большое количество вопросов от пациентов как на ключевую проблему (в Северной Америке этот показатель достигает 34%).
Хотя в целом осведомленность пациентов – это позитивный тренд, у него есть и обратная сторона – дезинформация. Более половины опрошенных врачей (59%) заявляют, что ложные представления мешают пациентам принимать рекомендованные методы лечения. Эта проблема особенно распространена в Северной и Южной Америке (71%), достигая пика в США (74%), тогда как в Японии (29%) и Китае (45%) она ощущается менее остро.