Дмитрий Морозов: первый год реализации национального проекта «Здравоохранение» принес положительные результаты

10 июля 2020

Завершившийся период длительной самоизоляции требует повышенного внимания к своему здоровью: режиму физической активности и рациону питания. Какие законодательные инициативы рассматривает Госдума в сфере охраны здоровья, как будет дорабатываться национальный проект «Здравоохранение» и какие позитивные результаты он уже показал, в интервью стопкоронавирус.рф рассказал председатель комитета Госдумы по охране здоровья, доктор медицинских наук Дмитрий Морозов.

— Эпидемия коронавирусной инфекции стала серьезным испытанием на прочность для российской системы здравоохранения. Ваша оценка, как справились? И можно ли говорить, что самое сложное позади?

— В условиях пандемии коронавирусной инфекции российская система здравоохранения показала свою эффективность. Своевременное перепрофилирование и строительство новых стационаров, их оснащение медицинским оборудованием, привлечение необходимых кадровых ресурсов позволило обеспечить оказание медицинской помощи при росте заболеваемости. Амбулаторное звено проводило работу по выявлению заболевших, принятию решения о лечении на дому и дальнейшему наблюдению. Полис ОМС гарантирует всем застрахованным бесплатное тестирование при наличии показаний и получение всех видов необходимой медицинской помощи. В России сохранена система государственной эпидемиологической службы, имеется научный потенциал, способный осуществлять разработку тест – систем, новых вакцин и лекарств.

Наша система не идеальна, требует совершенствования, в том числе нормативно-правовой базы, но она показала свою устойчивость к таким вызовам. Во всяком случае, опыт, накопленный за этот год, без сомнения, повысил готовность российского здравоохранения к возможной второй волне коронавируса и к другим будущим эпидемиологическим угрозам.

— Вы неоднократно говорили о том, что развивать систему здравоохранения без устранения дефицита кадров невозможно. Привлечение специалистов в первичное звено здравоохранения – задача нацпроекта «Здравоохранение». Повлияло ли, по Вашему мнению, распространение новой коронавирусной инфекции на ход исполнения национального проекта по этому направлению, какие риски Вы можете выделить?

— К эпидемии мы подошли с серьёзным структурным дефицитом медицинских кадров. Хотя за первый год реализации национального проекта «Здравоохранение» удалось добиться позитивных сдвигов: по итогам 2019 года число врачей, работающих в государственных и муниципальных медицинских организациях, составило свыше 565,1 тыс. человек при плановой цифре - 557 тыс. человек, число медицинских работников среднего звена составило 1 млн 314,26 тыс. человек при плане – 1 млн 276 тыс. человек.

Помимо национального проекта «Здравоохранение» планы по устранению дефицита кадров в первичном звене здравоохранения и повышению уровня их квалификации входят отдельным блоком в региональные программы модернизации первичного звена здравоохранения, которые должны были стартовать с 1 июля. Однако коронавирус вносит свои коррективы. Подготовлено решение Правительства перенести начало реализации региональных программ модернизации на полгода - на 1 января 2021 года, а утверждение их проектов осуществить до 15 декабря текущего года.

— Несмотря на сложности, которые вызвала пандемия коронавируса, мы видим, что в ряде регионов продолжается строительство фельдшерско-акушерских пунктов, поставка нового медицинского оборудования в рамках нацпроекта «Здравоохранение», работа идет. Нужны ли изменения в законодательстве, направленные на поддержку задач нацпроекта, и какие?

— В нашем Комитете создана рабочая группа по законодательному сопровождению и мониторингу реализации национального проекта «Здравоохранение». Сейчас мы готовим очередное заседание, чтобы обсудить промежуточные итоги реализации нацпроекта и необходимые корректировки в связи с пандемией. Такая работа началась. В частности, предлагается включить еще один федеральный проект по борьбе с инфекционными заболеваниями, скорректировать целевые показатели по другим федеральным проектам. После корректировки паспортов национальных проектов будут внесены изменения в Закон о бюджете, возможно, в ноябре.

— Сердечно-сосудистые и онкологические заболевания лидируют среди причин смертности в России. Борьба с ними занимает приоритетное место в реализации национального проекта «Здравоохранение». Одной из причин развития указанных заболеваний являются факторы риска, а именно потребление алкогольной и никотинсодержащей продукции, низкая физическая активность и нерациональное питание. Какие по-Вашему законодательные и организационные решения могут повлиять на увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни?

— Меры по формированию здорового образа жизни входят в другой национальный проект – «Демография», его федеральный проект «Укрепление общественного здоровья». Основные мероприятия федерального проекта реализуются с помощью региональных и муниципальных программ.
В 2019 году в 20 пилотных регионах была внедрена новая модель центров общественного здоровья. К продвижению ценностей здорового образа жизни привлечено всероссийское общественное движение «Волонтеры-медики», которое включает 50 тыс. участников и осуществляет деятельность в 85 субъектах Российской Федерации.

В 2019 году в 5 пилотных субъектах (Республика Башкортостан, Московская, Самарская, Свердловская и Омская области) запущен мониторинг фактического питания школьников. Государственной Думой принят Закон «Об основных гарантиях прав ребенка на качественное и безопасное питание», который предусматривает обязанности регионов по разработке программ по организации питания в школах. В соответствии с Посланием Президента в федеральном бюджете предусмотрены средства на организацию горячего питания обучающихся в начальной школе - 21,8 млрд рублей в 2020 году и ежегодно 43,6 млрд рублей в 2021 и 2022 годах. Мы также ждем внесения законопроекта по профилактике йодного дефицита, который сейчас проходит согласования в Правительстве.

В числе наших первоочередных задач – антитабачный блок, принятие законопроекта об охране здоровья граждан от последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, в котором предлагается приравнять устройства для потребления никотинсодержащей продукции к обычной табачной продукции, установить ограничения оборота никотинсодержащей продукции, а также запрет ее продажи несовершеннолетним.

Вопросы сохранения и укрепления общественного здоровья, создания условий для ведения здорового образа жизни вошли в новый текст Конституции. Они отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов. Сейчас Комитет разрабатывает соответствующие изменения в законодательство, чтобы закрепить эти важные вопросы в полномочиях федеральных и региональных органов власти.

— Каким, с Вашей точки зрения, может быть эффект от нацпроекта «Здравоохранение» для реализации стратегических целей развития страны и для каждого конкретного жителя?

— Национальные цели и приоритеты на период до 2024 года установлены в майском Указе Президента Российской Федерации № 204 - обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет. Определяющая роль в достижении поставленных целей принадлежит здравоохранению.

Первый год реализации национального проекта «Здравоохранение» уже принес положительные результаты. Достигнут очередной исторический максимум показателя ожидаемой продолжительности жизни - 73,34 года. Сократилась смертность от основных причин смертности и младенческая смертность. По мере улучшения эпидситуации необходимо дальнейшее поступательное движение вперед в направлении улучшения здоровья россиян, увеличения продолжительности их жизни, совершенствования российского здравоохранения.

Источник: http://komitet2-2.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/22938497/