Подготовлено ВШОУЗ по материалам Центра охраны здоровья Университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins Center for Health Security) Балтимор, Мэриленд, 2021 1.
Пандемия COVID-19 показала, что дезинформация (умышленно созданная и распространяемая ложная или вводящая в заблуждение информация) и непреднамеренное распространение ошибочной информации, а также противоречивые сведения и недостаточный объем экспертной информации опасны во время кризиса. Это ведет к большему числу случаев заражений, смертей и дезорганизации усилий по борьбе с эпидемией. К сожалению, простых решений проблемы дезинформации о здоровье нет. Появление новых коммуникационных платформ и технологий, например, социальных сетей и мобильных телефонов, которые соединяют группы людей, часто имеющих сходные мнения и культурные убеждения, усугубило и усложнило эту проблему. Кроме того, традиционные средства массовой информации изменились и зачастую не имеют достаточной мотивации для беспристрастного предоставления информации. Дезинформация, как правило, представляется в виде тонкой смеси полуправды, искаженных истин и мнений. Это делает ее выявление и борьбу с ней особенно сложной, особенно, если источниками являются лидеры определенного Интернет-сообщества.
Для обеспечения эффективного реагирования на пандемию COVID-19 и подготовки к возможным в будущем чрезвычайным ситуациям необходимо создание национальной стратегии. Ученые из Центра охраны здоровья Университета Джона Хопкинса считают, что дезинформация о здоровье человека представляет угрозу национальной безопасности США. Они разработали основные принципы, которые должны лечь в основу национальной стратегии борьбы с ней. Этот материал представляет несомненный интерес и для других стран.
ПРИНЦИП № 1:
Бороться с ложным и опасным для здоровья людей материалами, а также с источниками их распространения.
Для этого необходимо создать межведомственную систему реагирования в области национальной безопасности, которая будет уделять приоритетное внимание управлению дезинформацией в области общественного здравоохранения как из внутренних, так и зарубежных источников. Например, национальную комиссию, которая будет предоставлять нейтральные научно-обоснованные рекомендации в целях улучшения информационной среды в здравоохранении, а также обеспечит идентификацию и контроль источников ложной информации. Необходимо поощрять активное, прозрачное вмешательство со стороны социальных сетей и новостных ресурсов в целях выявления, удаления, контроля за распространением и ограничения источников дезинформации.
Например, политика Twitter по борьбе с ошибочной информацией о COVID-19 сосредоточена на том, чтобы не позволять пользователям распространять информацию о болезни, которая может причинить вред. Нарушение этой политики приводит к удалению твита или сопровождению его дополнительной пометкой, а также к постоянной блокировке действия учетной записи пользователя. Политика Facebook фокусируется на создании трудностей для работы людей, распространяющих ошибочную информацию, ограничивая им (хотя и не делая полностью невозможным) возможность покупки рекламного пространства. Сеть также использует машинное сканирование мошеннических правопритязаний и работает над выявлением фейковых аккаунтов.
ПРИНЦИП № 2:
Поощрять и обеспечивать широкое присутствие и распространение экспертной, научно-обоснованной информации.
Для этого необходимо уделять приоритетное внимание информированию о рисках для общественного здоровья на федеральном, региональном и местном уровнях, обучая и распространять информацию по конкретным новостным сообщениям. Важно усилить координацию между экспертами и источниками общественной информации, включая платформы социальных сетей и СМИ. Одна и та же информация должна распространяться по нескольким каналам. Ученые и исследователи должны работать над тем, чтобы оперативно информировать о результатах научной работы, а также участвовать в исследованиях, которые помогут найти более эффективные коммуникационные практики, позволяющие предоставлять доступную и точную информацию общественности.
Для реализации масштабных мероприятий необходимы дополнительные ресурсы. Например, недавно Совет по рекламе запустил кампанию стоимостью 50 миллионов долларов, направленную на увеличение потребления вакцины. Подобные рекламные кампании в области общественного здоровья были успешны и раньше. Например, кампания "Советы от бывших курильщиков" стоимостью 55 миллионов долларов привела к тому, что около 1,64 миллионов курильщиков попытались бросить курить.
ПРИНЦИП № 3:
Повышение устойчивости общества к ложной информации и дезинформации.
Необходимо с помощью различных средств защищать и поощрять грамотность в области общественного здоровья и использования цифровых технологий. Например, вовлекать в этот процесс школы, общественные организации, социальные сети, средства массовой информации и другие ресурсы, чтобы помочь потребителям выбрать ответственные источники информации, а также повысить их осведомленность о тактиках и подходах дезинформаторов. Необходимо контролировать сомнительный контент путем развития надежной инфраструктуры по проверке фактов. Разработать для этого специальные принципы и руководящие документы, обучить методике проверки фактов.
Традиционные подходы к борьбе с дезинформацией, как правило, сосредоточены на противодействии с помощью фактически правдивых заявлений. Этот подход может быть сопряжен с некоторыми трудностями, особенно во время пандемии нового патогена, когда многое еще неизвестно. Поэтому в этих случаях необходима надежная инфраструктура проверки фактов. Такие организации как Международная сеть по проверке фактов работают над развитием этой отрасли, предоставляют учебные ресурсы и устанавливают руководящие принципы контроля информации во всем мире.
ПРИНЦИП № 4:
Обеспечение общегосударственного реагирования на основе межсекторального и межведомственного сотрудничества.
Обеспечить межсекторальное сотрудничество в разработке национальной стратегии борьбы с дезинформацией в области общественного здоровья путем планирования мер с участием социальных сетей, средств массовой информации, правительства, сотрудников национальной безопасности, работников здравоохранения, ученых, общественности и других заинтересованных лиц. Усилить координацию между различными государственными ведомствами и провести анализ их усилий и обязанностей в части управления ложной информацией и дезинформацией относительно здоровья населения. К этой работе ученые предлагают привлечь ключевые ведомства США - Министерство обороны, Министерство здравоохранения и социальных служб, Министерство внутренней безопасности, а также разведывательные агентства, такие как Федеральное бюро расследований, Агентство национальной безопасности и Центральное разведывательное управление.