Гузель Улумбекова: Поправки в закон об ОМС облегчат жизнь медорганизациям

15 октября 2020

Правительство внесло в Госдуму законопроект о поправках в закон об обязательном медицинском страховании, предусматривающий передачу Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФФОМС) полномочий страховщиков по организации медицинской помощи. Инициатива вызвала недовольство страховщиков, однако позволяет снизить документооборот и повысить доступность медицинской помощи. Своим экспертным мнением по поводу законопроекта с Накануне.RU поделилась ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), д.м.н. Гузель Улумбекова:

– Этот законопроект никакая не реформа, а просто попытка облегчить жизнь федеральным медицинским организациям, которые при оказании специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи за деньги ОМС, как правило, вынуждены "клянчить" деньги за пролеченного больного у территориальных фондов ОМС. Новым законопроектом предложено, чтобы "федералы" получали средства напрямую из ФОМС. Способ оплаты остается тот же – "за пролеченного больного". Другими словами, поступил пациент в клинику и после окончания лечения, та выставила за него счет, который по новому закону будет оплачен напрямую из ФОМС.

Дополнительно предложено, чтобы ФОМС делала это без обычных посредников – частных страховых медицинских организаций (СМО), которые присутствуют сегодня в системе ОМС. Для справки: сегодня все медицинские организации выставляют счета сначала посредникам-СМО, а потом их уже оплачивает территориальный фонд ОМС. За это СМО имеет свой процент на ведение дела. Плюс они еще получают процент от штрафов, которые взимают с медицинских организаций по итогам разного рода проверок. За то и другое ежегодно в "карманах" СМО оседает по разным расчетам до 30 млрд руб. и даже больше. Поэтому, естественно, СМО страшно взволновало то, что по новому законопроекту часть денег ОМС пройдет мимо их копилки.

На самом деле, новый законопроект увеличит доступность медицинской помощь для пациентов в федеральных клиниках и значительно снизит гигантский документооборот, который сложился в результате межтерриториальных расчетов между фондами при оплате медицинской помощи. И даже, возможно, будет небольшая экономия за счет удаления ненужных посредников.

Волнуются, правда, и руководители регионов: боятся, что "федералы" заберут часть средств, предназначавшихся для их региональных медицинских учреждений. Соответственно, меньше средств останется на лечение пациентов в регионах, так как все финансируется из единого кошелька, а этот кошелек в 2021 г. по сравнению с 2020 г. вырастет только на 3% (это в ценах с поправкой на инфляцию). Опасения справедливы, поскольку поток пациентов на систему здравоохранения в этом году вырос и будущем году значительно увеличится как в связи с эпидемией, так и в связи накопленным потоком отложенных пациентов по плановым показаниям. А на все это нужны и дополнительные койки, и дополнительные медицинские кадры, и дополнительные лекарства, и дополнительные расходники, и, естественно, дополнительные финансовые средства.

Поэтому неотложная задача губернаторов сегодня, когда бюджет на здравоохранение находится в Государственной думе, добиваться увеличения государственного финансирования здравоохранения за счет федеральных средств. Это их главная задача, чтобы добиться увеличения доступности медицинской помощи для своих граждан.

А относительно сметного финансирования, на которое якобы по словам страховщиков перейдет система здравоохранения, это тоже выдумка. А зря. Это было бы однозначное благо для пациентов. Финансирование по смете означает, что если нормативными документами предусмотрено нахождение в том или ином месте медицинской организации, то это значит, что государство покрывает базовые расходы на ее содержание, в том числе заработную плату медицинских работников. И медицинской организации уже не надо гонятся за пациентами и заниматься приписками. Особенно это важно для гарантии доступности медицинской помощи пациентам в малых городах и сельской местности.