Медицина будущего: здравосохранение

09 июля 2021
Устранение противоречий в нормативной базе здравоохранения, отмена штрафов медицинских организаций, приводящих к искажению данных, увеличение тарифов ОМС для медорганизаций в труднодоступных районах и на сельских территориях - это то, что необходимо сделать в российском здравоохранении в первую очередь, чтобы в том числе, обеспечить выполнение поручений президента РФ от 28 мая 2015 г.

Вопросы повышения эффективности управления в сфере здравоохранения обсудили на площадке "Медицина будущего: здравоСохранение" "Форума Действий" ОНФ "Россия устремленная в будущее".

В ходе работы площадки была озвучена одна из целей развития системы здравоохранения, поставленная главой государства на заседании Совета по Стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 марта 2017 г., - увеличение продолжительности жизни к 2025 г. до 76 лет. Для этого необходимо создать условия для здорового образа жизни, а также повысить качество и доступность медицинской помощи.

Было отмечено, что благодаря антиалкогольной политике, инициированной президентом РФ, лидером Общероссийского народного фронта Владимиром Путиным, с 2010 по 2016 г. потребление алкоголя в РФ снизилось на 27%, благодаря реализации антитабачного законодательства с 2012 по 2016 г. количество курильщиков снизилось на 16%. Вследствие этих мер за последние четыре года ожидаемая продолжительность жизни выросла на 1,7 года и по итогам 2016 г. составляет 71,9 лет.

Однако данный показатель все еще ниже на шесть лет, чем в "новых" восьми странах ЕС (Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения), которые имеют близкий ВВП на душу населения.

Продолжительность жизни российских мужчин на семь лет меньше, чем в новых европейских странах, и почти на 11 лет меньше, чем у российских женщин. Коэффициент младенческой смертности в РФ снижается, но он все равно выше в два раза по сравнению с перечисленными "новыми" странами ЕС. Смертность от инфекционных и паразитарных болезней в РФ выше в четыре раза, от туберкулеза - в восемь раз.

При этом с 2012 по 2016 г. произошло сокращение мощностей здравоохранения - число врачей сократилось на 4%. В результате сократились объемы общедоступных видов медицинской помощи: число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ) - на 12%, число госпитализаций - на 13%.

Эксперты отметили возросшее недовольство населения системой здравоохранения. Согласно данным ВЦИОМ и Левада-центра, только 9% населения полностью удовлетворены системой здравоохранения в 2017 г. (в 2014 г. таких было 22%), только 36% - доверяют врачам в 2017 г. (в 2015 г. - 55%), и только 2% - гордятся системой здравоохранения (2014-2017 гг.).

Подушевые госрасходы на здравоохранение в РФ в 2016 г. на 70% ниже, чем в "новых" странах ЕС, и составляют в доле ВВП всего 3,6% (в странах ЕС - 5%). Государственные расходы на лекарства в амбулаторных условиях в 3,8 раза ниже, чем в "новых" восьми странах ЕС. Обеспеченность практикующими врачами в РФ при большем потоке больных - на 10% ниже, чем в Германии, и на уровне "старых" стран ЕС. Обеспеченность койками в РФ при большом потоке больных на 14% ниже, чем в Германии, и на уровне "новых" стран ЕС.

"При снижении госфинансирования здравоохранения с 2012 по 2017 г. мы увеличивали финансирование одних статей за счет снижения числа общедоступных видов медицинской помощи, - сообщила эксперт рабочей группы ОНФ "Социальная справедливость", руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова и добавила: - Из-за всех этих факторов увеличилось напряжение среди пациентов и медицинских работников, которые стали заложниками системных проблем в здравоохранении. У пациентов - завышенные ожидания и недовольство. У медицинских работников - переработки, излишний документооборот и проверки, а также неуважение пациентов. Когда у врача недостаточно времени на прием пациента (12-15 мин.), он перегружен бумажной работой и напряжен, то лечение становится неэффективным".

Она подчеркнула, что необходимо также развивать первичное звено оказания медицинской помощи, растить квалифицированные кадры для этого направления. При этом спикер отметила неотложные действия, требующие реализации уже сегодня. "Устранить противоречия в нормативной базе, которые сегодня есть и не требуют финансовых ресурсов, отменить штрафы ввиду того, что штрафные санкции приводят к искажению медицинской отчетности, и привести многочисленные проверки качества оказания медицинской помощи к единому стандарту. И главное - увеличить тарифы ОМС для медицинских организаций в труднодоступных территориях. Это позволит выполнить четыре указа президента, которые все еще находятся у нас на контроле", -резюмировала Улумбекова.