Национальная лекарственная политика нуждается в определении приоритетов и широкой дискуссии в обществе

09 июля 2021
Гузель Улумбекова (ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением, д.м.н.)

В 1975 году 28-я Всемирная ассамблея здравоохранения приняла резолюцию, рекомендующую всем странам - членам ВОЗ разработать национальную лекарственную политику (НЛП). На сегодня НЛП принята в 133 странах мира (из 165 исследованных) и есть практически во всех странах ЕС. Это стратегический документ, который разрабатывается на долгосрочную перспективу - десять лет. Он объединяет и балансирует роли многочисленных участников фармацевтического рынка - от разработки новых лекарств до их рационального потребления. Все правила и задачи, которые определяет этот документ, должны быть подчинены целям государства в сфере обращения и потребления лекарств.

Для России эти цели установлены президентом Владимиром Путиным в майском указе 2018 года "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и в указе 2016 года "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации".

Это увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году и до 80 лет к 2030 году, обеспечение независимости страны в сфере лекарственного обеспечения и восстановление передового научно-технологического потенциала в разработке и производстве новых лекарств.

Фармацевтический рынок отличается от многих других сфер экономики тем, что не является саморегулируемым - он требует от органов власти постоянного участия во всех процессах лекарственного обращения. В регулировании этого рынка задействованы Минздрав России, обеспечивая доступность лекарств для населения и их закупку, Минпромторг России, отвечающий за развитие отечественного производства лекарств, Росздравнадзор, обеспечивающий качество и безопасность обращающихся на рынке лекарств, и Федеральная антимонопольная служба, контролирующая вопросы ценообразования на них. Поэтому принципиально важно, чтобы разработка национальной лекарственной политики носила межведомственный характер, а ведомственные стратегии развития были согласованы с ней и между собой. Система планирования и регулирования должна быть выстроена таким образом, чтобы разработанные и произведенные в России лекарства были востребованы и действительно приводили к снижению смертности, заболеваемости и инвалидности граждан, а фармпроизводители знали объем внутреннего рынка на предстоящие годы, чтобы спланировать свои мощности.

При формировании такой политики ведомства-регуляторы сталкиваются с двумя непростыми задачами. Первая - необходимость соблюдения баланса между интересами множества субъектов лекарственного обращения: разными группами пациентов и их объединениями, фармацевтическими компаниями (как отечественными, так и зарубежными), дистрибьюторами (государственными и частными), врачами и их объединениями. Вторая - финансовые ограничения: общественные средства, направляемые на оказание бесплатной медицинской помощи, ограничены в любой стране.

Поэтому решение такой сложной и многофакторной задачи, как разработка национальной лекарственной политики, требует серьезных научных обоснований, правильной расстановки приоритетов и широкого обсуждения как в профессиональной среде, так и в обществе в целом. Поэтому принципиально важно, что эту работу инициировала и ведет Российская академия наук (РАН), а Минздрав России поддержал ее.

В РАН создан межведомственный совет по научному обоснованию и сопровождению национальной лекарственной политики и четыре рабочих группы по основным вопросам регулирования. Мерилом предлагаемых решений является время достижения целей лекарственной политики и эффективность, то есть возможность достичь результата за минимально возможные средства. Это главные принципы стратегического планирования.

Задача межведомственного совета РАН - научно обосновать, какие лекарства и по каким заболеваниям необходимы для снижения смертности населения, какие средства для этого необходимы из каких источников финансирования. А также, каким должно быть соотношение в потреблении воспроизведенных и инновационных лекарственных препаратов, по каким направлениям необходимо и возможно разработать новые лекарства в нашей стране, какие первоочередные меры требуются для рационального применения лекарств, какой должна быть оптимальная система всеобщего лекарственного обеспечения.

За последние годы благодаря мерам, предпринятым государством, в нашей стране достигнуты значительные изменения в сфере лекарственного обращения. Был принят Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств", развивается отечественная фармпромышленность, осуществляется жесткий контроль за ценами на лекарства из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), существенно повышена прозрачность процессов включения лекарств в этот перечень, внедряется система мониторинга движения ЛП от производителя до конечного потребителя. Вместе с тем сохраняются и серьезные проблемы. Главная из них - недостаточное лекарственное обеспечение населения при амбулаторном лечении. Сегодня за счет государства на лекарства тратится в 2,5 раза меньше средств в доле ВВП, чем в "новых" странах ЕС, имеющих близкий уровень экономического развития (и в 2,8 раза меньше в долларах, оцененных по паритету покупательной способности на душу населения). Кроме того, у нас за счет государства обеспечиваются лишь отдельные категории населения, которые имеют специальные льготы - всего около 9 миллионов человек. А в "новых" странах ЕС их получают все, кто нуждается, и средняя продолжительность жизни в них - как раз 78 лет.

В нашей стране также сохраняются региональные различия в лекарственном обеспечении, связанные с отсутствием единых подходов к формированию перечней ЖНВЛП и разными расходами регионов, сохраняется и такая проблема, как нерациональное применение лекарств. В результате все это вызывает недовольство населения. Так, среди опрошенных ВЦИОМ доля тех, кто не смог купить необходимое лекарство из-за высокой цены, с 2013 по 2017 год увеличилась почти на 20 процентов. Растет и число обращений граждан на "горячую линию" Росздравнадзора по поводу доступности лекарств.

В майском указе президента определены целевые индикаторы по снижению смертности населения и, соответственно, увеличению ожидаемой продолжительности жизни. По опыту развитых стран известно, что значительные результаты в этом отношении были достигнуты после внедрения системы всеобщего лекарственного обеспечения, которая позволила сделать современные лекарства доступными для всех граждан при амбулаторном лечении. Например, в Великобритании смертность от болезней системы кровообращения с 1981 по 2000 год снизилась в два раза, причем больше половины эффекта за счет здравоохранения было получено именно благодаря расширению доступности бесплатных лекарств в амбулаторных условиях. В нашей стране стандартизованный показатель смертности от этих заболеваний в 1,5 раза выше, чем в "новых" странах ЕС, близких по уровню экономического развития, а в структуре смертности они составляют половину от всех смертей.

В рамках Национального проекта "Здравоохранение" существенное увеличение расходов на лекарства предусмотрено для лечения онкологических заболеваний. Однако без увеличения доступности препаратов в амбулаторных условиях лечения болезней системы кровообращения, инфекционных заболеваний, детей и подростков прорыва в достижении ожидаемой продолжительности жизни в 78 лет к 2024 году нам не сделать. Без расширения доступности инновационных препаратов прорыва в увеличении продолжительности жизни к 2024 году достичь невозможно

На основе проведенного мной анализа могу сделать вывод: для увеличения доступности лекарств и снижения смертности, заболеваемости и инвалидизации наших граждан дополнительно к 233 миллиардам рублей, которое сегодня тратит государство из бюджетов всех уровней на лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях, потребуется еще 350 миллиардов рублей ежегодно. Тогда общие расходы на эти цели увеличатся в 2,5 раза и достигнут уровня "новых" стран ЕС. Дополнительные средства должны пойти на лекарственное обеспечение тех граждан, которые сегодня не имеют льгот, то есть на систему всеобщего лекарственного обеспечения. При этом, конечно, те, кто имеет льготы, должны сохранить их в полном объеме.

Основным источником дополнительных расходов должен стать федеральный бюджет, потому что сегодня население и так покрывает более 80 процентов всех расходов на лекарства в амбулаторных условиях (в "новых" странах ЕС - меньше 60 процентов). Эти расходы ложатся серьезным бременем на бюджеты семей, тем более в условиях стагнации реальных доходов населения. Откладывать эти решения, как предлагает Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России, нельзя - от них зависит сохранение здоровья и жизней сотен тысяч наших граждан. Более того, создание системы всеобщего лекарственного обеспечения может существенно повлиять на снижение уровня бедности и социальную стабильность в обществе.